Экстрадиция. Что это, кого и почему могут выслать в другие страны из Украины

В настоящее время экстрадиция считается одним из инструментов, при помощи которых можно строить нормальные отношения с другими странами. Речь идет о выдаче другому государству лиц, не являющихся гражданами страны и совершивших преступление на ее территории. Это также могут быть и подданные других стран, которых разыскивает полиция за совершенные в своем государстве преступления.

Экстрадиция. Что это, кого и почему могут выслать в другие страны из Украины

Для передачи обвиняемого, подозреваемого или осужденного человека из одной страны в другую, действие должно базироваться на основании следующих документов:

  1. Международного договора. Например, для экстрадиции на Украину преступника, необходимо, чтобы были заключены договора между выдающей и принимающей сторонами.
  2. Международного акта. Таковым является Конвенция. В документе говорится о передаче граждан, осужденных за различные правонарушения. Кроме того, к ней должен прилагаться Дополнительный протокол. Чтобы иметь шанс добиться выдачи преступника, многие государства подписывают международный акт. Не так давно стала возможной экстрадиция из Узбекистана – представителями республики был подписан соответствующий Международный акт. Более того, ряд государств упрощает процедуру передачи лиц, нарушивших закон. Благодаря этому, например, стала намного проще экстрадиция из Молдовы, Беларуси и других стран.
  3. Законодательство принимающей стороны. Так, экстрадиция на Украину происходит на базе 46-ой главы УПК.

На основе указанных актов любой человек, нарушивший в своей или чужой стране закон, может вернуться на родину, где и отбывать срок наказания.

Конечно, далеко не все государства подписали международные договоры и акты на передачу преступных элементов. Так, экстрадиция в Казахстане невозможна из-за того, что в республике нет специального закона.

Экстрадиция. Что это, кого и почему могут выслать в другие страны из Украины

Алгоритм рассмотрения решения об экстрадиции

Со списком стран, где нет экстрадиции в Россию можете ознакомиться на нашем сайте.

Это очень важно, в первую очередь, для самого осужденного: отбывать наказание на родине психологически намного легче, чем за границей. Существенно это и для родственников человека, который отбывает наказание на протяжении нескольких лет – поехать на свидание в своей стране намного проще и дешевле, чем выезжать за рубеж.

Когда возможна экстрадиция

Выполнить акт экстрадиции можно только в том случае, когда:

  1. Осужденный является гражданином того государства, куда его хотят передать.
  2. Преступление субъекта является доказанным, о чем свидетельствует вступивший в силу приговор.
  3. На день перевода у заключенного должен оставаться минимальный срок нахождения под стражей – 6 месяцев.
  4. Экстрадиция из России на Украину или любую другую страну, может быть проведена лишь в том случае, когда сам осужденный дал на это согласие.
  5. Преступление признано нарушением закона в государстве, куда будет передано осужденное лицо.
  6. Страны, которые хотят совершить акт экстрадиции согласны на ее проведение и уже договорились о том, какими будут условия при передаче осужденного или ведут переговоры через уполномоченные органы по данному вопросу.
  7. Осужденным был возмещен вред, который повлекло за собой преступление. Кроме того, должны быть возмещены (если они имеются) процессуальные издержки.

Основание для передачи

Основанием для экстрадиции преступников из РФ или любой другой страны могут выступать следующие факторы:

  1. Запрос в Министерство юстиции уполномоченных органов другого государства.
  2. Заявление, предоставленное самим осужденным, его законным представителем, членами семьи либо близкими родственниками.

Министерство юстиции посылает запрос в органы другого государства, на получение документов и сведений относительно совершенного преступления и данных о самом осужденном. Только после этого решается вопрос о возможности экстрадиции осужденного в Россию.

Экстрадиция. Что это, кого и почему могут выслать в другие страны из Украины

Запросы России в другие страны для возвращения осужденных на родину в 2017 году

В случае принятия положительного решения и приведения в соответствии с законодательными актами приговора иностранного суда, Министерством юстиции будет отправлена информация о том, что факт выдачи оговоренного лица является возможным в орган другой страны, на территории которой отбывает наказание гражданин данной державы.

Особенности процедуры передачи

Существует несколько важных правил экстрадиции, которые, согласно Международному договору, должны выполнять обе стороны. Министерство юстиции страны, которая добивается передачи конкретного лица, подает запрос в другую державу, соответствующая организация которой рассматривает заявление, выполняет изучение и проверку материалов по делу.

Завершающим этапом является принятие решения. А также страна, которая экстрадирует, получает согласие осужденного на его передачу – без этого невозможно отправить даже преступника в другое государство.

Далее сообщают стране-инициатору об отказе или возможной передаче. Затем согласовывается порядок передачи осужденного, место и время процедуры. Таким образом, было экстрадировано десятки осужденных лиц из многих государств мира.

Конечно, далеко не каждое заявление является гарантией, что преступник будет доставлен на родину для отбывания срока наказания: экстрадиция лиц из Грузии (и многих других стран), которые не имеют их подданства, невозможна, согласно Уголовному кодексу данного государства.

Экстрадиция. Что это, кого и почему могут выслать в другие страны из Украины

Но, чаще всего державы договариваются о передаче граждан. Так, недавно был передан из США молдавский гражданин, осужденный в Америке за киберпреступления: теперь наказание злоумышленник, получивший срок в далекой стране, сможет отбывать на родине.

На сегодняшний день единых правил передачи преступников пока не существует, поэтому далеко не все добились экстрадиции на родину своих родных, осужденных в других государствах мира.

Оцените пост Загрузка…

Экстрадиция в Украине, или кого не выдают!

Экстрадиция. Что это, кого и почему могут выслать в другие страны из Украины

Вячеслав Зёма
Руководитель практики уголовного процесса и защиты бизнеса Юридической компании «NOBILI»

Экстрадиция — это выдача лица государству, компетентными органами которой это лицо разыскивается для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора. Этому посвящена глава 44 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

  • Экстрадиция включает следующие этапы:
  • — официальное обращение об установлении места пребывания на территории запрашиваемого государства лица, которое необходимо выдать, и выдачу такого лица;
  • — проверку обстоятельств, которые могут препятствовать выдаче;
  • — принятие решения по запросу;
  • — фактическую передачу такого лица под юрисдикцию Государства.
  • В этой статье рассмотрим исключительно вопросы относительно случаев, когда отказывается в выдаче лица иностранному государству.
  • Эти ограничения изложенные в части 1 и 2 статьи 589 УПК Украины, которая предусматривает, что в выдаче лица иностранному государству отказывается в случае, если:
  • 1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, в соответствии с законами Украины на время принятия решения о выдаче (экстрадиции) является гражданином Украины
  • 2) преступление, за которое запрошена выдача, не предусматривает наказания в виде лишения свободы по закону Украины;
  • 3) закончились предусмотренные законом Украины сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения приговора за преступление, за которое запрошена выдача;
  • 4) компетентный орган иностранного государства не предоставил по требованию центрального органа Украины дополнительных материалов или данных, без которых невозможно принятие решения по запросу о выдаче (экстрадиции)
  • 5) выдача лица (экстрадиция) противоречит обязательствам Украины по международным договорам Украины;
  • ) Есть обоснованные основания полагать, что выдача лица (экстрадиция) противоречит интересам национальной безопасности Украины;
  • 6) имеются другие основания, предусмотренные международным договором Украины.

В отношении граждан Украины — это понятная позиция, потому что своих граждан мы не выдаем.

Указанные 2-3 пункт исключают экстрадиции из-за отсутствия соответствующего преступления в национальном законодательстве, или истек его сроков давности.

4 пункт — это фактически о возможных недоразумений с государством, которая пригласила о выдаче. И в большинстве случаев они не зависят от действий же лица, или действий защиты такого лица.

А часть 2 ст.

589 УПК Украины заслуживает нашего внимания, поскольку она устанавливает, что лицо, которому предоставлен статус беженца, статус лица, нуждающегося в дополнительной защите, или ей предоставлена ​​временная защита в Украине, не может быть выдана государстве, беженцем из которой она признана, а также иностранному государству, где его здоровью, жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, вероисповедания (религии), национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, кроме случаев, предусмотренных международным договором Украина.

Эта же норма дополняется положениями части 4 ст.

590 УПК Украины — решение о выдаче лица (экстрадиции) не может быть принято, если такое лицо подало заявление о признании ее беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите, или воспользовалась соответствии с законодательством правом на обжалование решение по указанным статусов, до окончательного рассмотрения заявления, в порядке, установленном законодательством Украины. Информация о представлении лицом указанных заявлений или обжалования соответствующих решений не предоставляется иностранному государству, что запрос.

То есть с момента обращения с заявлением о признании беженцем или признания лицом, нуждается в дополнительной защите, или признание лицом, которое нуждается временной защиты — лицо уже находится под защитой нашего государства. И даже в течение рассмотрения этого заявления и даже при обжаловании отказа предоставлении такого статуса.

Этому предшествовало то, что Украина в 2002 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протокола 1967 года.

В соответствии с Законом Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 № 3671-VI (далее — Закон) Украины предоставляет защиту иностранным гражданам и лицам без гражданства, его ищут на ее территории, путем:

  • признании беженцем;
  • признание лицом, нуждается в дополнительной защите;
  • признание лицами, нуждающимися временной защиты.
  1. Согласно положениям Закона беженцем может быть признано лицо, которое не является гражданином Украины и которая вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений.
  2. Лицо, требующее дополнительной защиты — лицо, которое не является беженцем в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протокола о статусе беженцев 1967 и вышеупомянутого Закона, но нуждается в защите, поскольку такое лицо вынуждена была прибыть в Украину или остаться в Украине вследствие угрозы ее жизни, безопасности или свободе в стране происхождения из-за опасений применения относительно нее смертной казни или исполнения приговора о смертной казни или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания или общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека и не может или не желает вернуться в такую ​​страну вследствие указанных опасений.
  3. Лица, нуждающиеся временной защиты — иностранцы и лица без гражданства, которые массово вынуждены искать защиты в Украине в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или других событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения.
  4. В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин может обратиться с заявлением о признании беженцем в соответствующий орган миграционной службы.
  5. Фактически приведенные нормы законодательства Украины является внедрением международных норм:
Читайте также:  Що робити коли отримали неякісну медичну послугу?

Согласно Европейской конвенции о выдаче (1957 гг.) В выдаче может быть отказано: 1) если правонарушение по законодательству запрашиваемого государства считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, которое рассматривается как ее территория (ст.

7); 2) если компетентные органы запрашиваемого государства преследуют человека в связи с правонарушением (правонарушениями), за которое требуется выдача (ст.

8); 3) через соблюдение правила non bis in idem (нельзя дважды за одно и то же) — выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемой стороны провозгласили окончательное решение о соответствующего лица в связи с правонарушением, за которое требуется выдача.

В выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемой стороны приняли решение или не нарушать или прекратить преследования в связи с тем же правонарушением (ст.

9); 4) через обязательство не осуществлять выдачу, если лицо, выдача которого запрашивается, по состоянию здоровья не может быть выдана без вреда ее здоровью (Закон Украины «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, 1957 год, Дополнительного протокола 1975 года и Второго дополнительного протокола 1978 года к Конвенции «от 16 января 1998). В выдаче также может быть отказано, если есть угроза применения смертной казни; угроза пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Понятно, что это вовсе не гарантирует, что в действительно виновного лица не применят процедуру экстрадиции.

Потому что каждый случай и каждое заявление о получении статуса беженцев тщательно изучается и проверяется работниками ГТС Украины и имеет существенные особенности и юридические тонкости.

Но в случае, если граждане другой страны действительно преследуется, например из-за политической или общественной деятельности — то эта норма и приведены алгоритмы действий могут помочь им избежать такого преследования.

Экстрадиция и ее порядок в Украине!

Экстрадиция — это выдача лица совершившего преступление, или если следовать букве закона – это порядок  рассмотрения запроса о выдаче лица. Регулируется экстрадиция главой 44 уголовно процессуального кодекса Украины (УПК Украины).

Порядок экстрадиции охватывает, как и рассмотрение запросов о выдаче граждан других стран, находящихся на территории Украины, так и запросов о выдаче граждан Украины находящихся на территории другого государства, объявленных в розыск.  

Центральными органами в Украине, которые уполномочены  заниматься, вопросами экстрадиции являются, Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) и Министерство  юстиции Украины (МЮУ).

ГПУ отвечает за экстрадицию подозреваемых, обвиняемых по уголовным производствам во время досудебного расследования, а МЮУ отвечает за экстрадицию подсудимых, осужденных по уголовным производствам в ходе судебного производства или исполнения приговора, то есть  лиц уже осужденных.

  • В их функцию входит:
  • 1) обращаются в компетентные органы иностранных государств з  запросами о выдаче лица (экстрадиции), временной выдаче или транзит;
  • 2) рассматривают запросы компетентных органов иностранных государств о выдаче лица (экстрадиции), временной выдаче или транзит и принимают решения по ним;
  • 3) организуют проведение экстрадиционной проверки;
  • 4) организуют прием-передачу лиц, в отношении которых принято решение о выдаче (экстрадиции), временной выдаче или транзит;
  • 5) осуществляют иные полномочия, определенные разделом 44 УПК Украины или международным договором о выдаче лица (экстрадиции).
  • Запрос об экстрадиции лица, как и запрос иностранного государства  о выдаче, направляется и рассматривается при условии, что если согласно закону Украины хотя бы за одно из преступлений, в связи с которыми запрашивается выдача, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее одного года или лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы и не отбытый срок составляет не менее четырех месяцев (связано это в первую очередь с экономией средств, затраты на его пересылку будут больше чем ущерб от преступления, которое совершил экстрадируемый).
  • Ходатайство о выдаче лица в Украину готовит следователь, прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования или суд, рассматривающий дело или которым вынесен приговор, с соблюдением требований, предусмотренных УПК Украины и соответствующим международным договором Украины.

Ходатайство о выдаче лица (экстрадиции) передаются в соответствующий центральный орган Украины через соответствующую региональную прокуратуру в десятидневный срок со дня задержания лица на территории иностранного государства.

В указанный срок руководитель соответствующего органа досудебного расследования в составе аппарата Национальной полиции, центрального аппарата органа безопасности, органа, осуществляющего контроль, за соблюдением налогового законодательства, органа Государственного бюро расследований Украины, органа Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины непосредственно передает Генеральной прокуратуре Украины ходатайство о выдаче лица (экстрадиции). Центральный орган Украины при наличии оснований, предусмотренных международным договором Украины, обращается в компетентный орган иностранного государства с запросом о выдаче лица в Украину. Запрос о выдаче направляется руководителем центрального органа Украины или уполномоченным им лицом в течение пяти дней со дня получения ходатайства.

  1. Выданное в Украину лицо может быть привлечено к уголовной ответственности или по ней может быть исполнен приговор суда только за те преступления, за которые осуществлена выдача (экстрадиция).
  2. Время содержания выданного лица под стражей на территории запрашиваемого государства в связи с решением вопроса о выдаче в Украину, а также время ее этапирования зачисляются в общий срок отбывания наказания, назначенного приговором суда Украины.
  3. Права лица, выдача которого запрашивается (выдача лица находящегося на территории Украины по запросу другого государства):
  4. Лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче в иностранное государство, имеет право:
  5. 1) знать, в связи, с каким уголовным правонарушением поступил запрос о его выдаче;
  6. 2) иметь защитника и свидание с ним в условиях, обеспечивающих конфиденциальность общения, на присутствие защитника во время допросов;
  7. 3) в случае задержания — на уведомление близких родственников, членов семьи или других лиц о задержании и месте своего пребывания;
  8. 4) участвовать в рассмотрении судом вопросов, связанных с его содержанием под стражей и запросом о его выдаче;
  9. 5) знакомиться с запросом о выдаче или получить его копию;
  10. 6) обжаловать решение о содержании под стражей, об удовлетворении запроса о выдаче;
  11. 7) высказывать в судебном заседании свое мнение по запросу о выдаче;
  12. 8) обращаться с просьбой о применении упрощенной процедуры выдачи.

9) Лицу, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче, и которое не владеет государственным языком, обеспечивается право делать заявления, заявлять ходатайства, выступать в суде на языке, которым он владеет.

Пользоваться услугами переводчика, а также получить перевод судебного решения и решения центрального органа Украины на языке, на котором он пользовалась при рассмотрении.

Если лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче, является иностранцем и находится под стражей, то он имеет право на встречи с представителем дипломатическое или консульское учреждение своего государства.

Временный арест

К задержанному лицу, совершившему преступление за пределами Украины, применяется, судом по ходатайству прокурора, временный арест до сорока суток или другой установленный соответствующим международным договором Украины срок до поступления запроса о его выдаче. В случае если максимальный срок временного ареста, указанный выше, закончился, а запрос о выдаче этого лица не поступил, лицо подлежит немедленному освобождению из-под ареста.

  • Прекращение временного ареста или пресечения
  • Временный арест или мера пресечения прекращается в случае, если: 1) центральный орган Украины в соответствии с международным договором Украины в установленные сроки не получил запрос о выдаче лица (экстрадиции); 2) при экстрадиционной проверки установлены обстоятельства, при наличии которых выдача лица (экстрадиция) не осуществляется; 3) компетентный орган иностранного государства отказался требовать выдачу лица; 4) центральным органом Украины принято решение об отказе в выдаче лица (экстрадиции).
  • Упрощенный порядок выдачи лиц из Украины
Читайте также:  Divorce through the courts

Упрощенный порядок выдачи из Украины лица может быть применен только при наличии письменного заявления такого лица о согласии на выдачу, оформленной в присутствии защитника и утвержденной следственным судьей. В случае получения соответствующего заявления выдача возможна без проведения в полном объеме проверки наличия возможных препятствий для выдачи.

  1. Отказ в выдаче лица (экстрадиции)
  2. В выдаче лица иностранному государству отказывается в случае, если:
  3. 1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, в соответствии с законами Украины на время принятия решения о выдаче (экстрадиции) является гражданином Украины
  4. 2) преступление, за которое запрошена выдача, не предусматривает наказания в виде лишения свободы по закону Украины;
  5. 3) закончились предусмотренные законом Украины сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения приговора за преступление, за которое запрошена выдача;
  6. 4) компетентный орган иностранного государства не предоставил по требованию центрального органа Украины дополнительных материалов или данных, без которых невозможно принятие решения по запросу о выдаче (экстрадиции)
  7. 5) выдача лица (экстрадиция) противоречит обязательствам Украины по международным договорам Украины;
  8. 6) имеются другие основания, предусмотренные международным договором Украины.
  9. Лицо, которому предоставлен статус беженца, статус лица, нуждающегося в дополнительной защите, или ему предоставлена временная защита в Украине, не может быть выдано государству, беженцем из которой оно признано, а также иностранному государству, где его здоровью, жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, вероисповедания (религии), национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, кроме случаев, предусмотренных международным договором Украины.
  10. Решение по запросу о выдаче лица (экстрадиции):

После изучения материалов экстрадиционной проверки центральный орган Украины принимает решение о выдаче лица (экстрадиции) или отказ в выдаче (экстрадиции) иностранному государству. Решение выносится руководителем центрального органа Украины или уполномоченным им лицом.

О своем решении центральный орган Украины сообщает компетентный орган иностранного государства, а также лицо, в отношении которого оно принято. В случае принятия решения о выдаче (экстрадиции) такому лицу вручается его копия. Если в течение десяти дней указанное решение не обжаловано в суд, организовывается фактическая выдача этого лица компетентным органам иностранного государства.

Решение о выдаче лица (экстрадиции) не может быть принято, если такое лицо подало заявление о признании его беженцем или лицом, нуждающемся в дополнительной защите, или воспользовалось в соответствии с законодательством правом на обжалование решения в отношении указанных статусов, до окончательного рассмотрения заявления, в порядке, установленном законодательством Украины.

Информация о подаче лицом указанных заявлений или обжалования соответствующих решений не предоставляется иностранному государству, на запрос.

Решение о выдаче лица (экстрадиции) может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно принято, его защитником или законным представителем к следственному судье, в пределах территориальной юрисдикции которого такое лицо находится под стражей.

Если к лицу применена мера пресечения, не связанная, с содержанием под стражей, жалоба на решение о выдаче такого лица (экстрадиции) может быть подана к следственному судье, в пределах территориальной юрисдикции которого находится соответствующий центральный орган Украины.

Рассмотрение жалобы осуществляется следственным судьей в течение пяти дней со дня поступления в суд.

Судебное разбирательство проводится при участии прокурора, проводившего экстрадиционную проверку, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, его защитника или законного представителя, если он участвует в производстве.

  • После принятия решения о выдаче лица (экстрадиции) центральный орган Украины может отсрочить фактическую передачу лица в иностранное государство в случае, если:
  • — лицо, в отношении которого принято решение о выдаче (экстрадиции), привлекается к уголовной ответственности или отбывает наказание в виде лишения или ограничения свободы за другое преступление на территории Украины — до окончания досудебного расследования или судебного производства, отбытия наказания или освобождения от наказания на любых законных основаниях;
  • — лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, тяжело болеет и по состоянию здоровья не может быть выдано, без вреда его здоровью — до его выздоровления.

Передача лица должна быть осуществлена в течение пятнадцати дней с даты, установленной для ее передачи.

Этот срок может быть продлен центральным органом Украины до тридцати дней, после чего лицо подлежит освобождению из-под стражи.

Если компетентный орган иностранного государства по не зависящим от него обстоятельствам не может принять такое лицо, центральный орган Украины устанавливает новую дату передачи в течении пятнадцати дней.

  1. С Уважением!                   
  2. Управляющий Адвокатским Бюро «Максима Хартова»
  3. Максим Хартов   

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Каков порядок выдачи лиц, совершивших преступление?

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г.

Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г.

, сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. — Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. — Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.

), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

  • Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
  • В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:
  • а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;
  • б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;
  • в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).
Читайте также:  Незаконна зупинка тз(автомобіля) поліцією

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции  РФ — Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений.

В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями.

В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

Среди таких договоров: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.);

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.);

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);

  1. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.);
  2. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);
  3. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);
  4. Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);
  5. Конвенция ООН о морском праве (1982 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

В прокуратуре района в текущем году проводились экстрадиционные проверки  отношении иностранных граждан, находящихся на  территории Российской  Федерации.

Так, 16.04.2010  следователем отдела по расследованию преступлений  на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску  возбуждено уголовное  дело по признакам состава  преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161  УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

По  данному  делу  к уголовной ответственности привлечено три лица, один из которых являлся гражданином Республики Азербайджан. Всем предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162  УК РФ  (разбойное  нападение).

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.2011  К.В., 1982 г.р., К.Э., 1989 г.р., признаны  виновными в совершении преступления.

Въезд из Украины в Россию сейчас: документы, как проехать, правила и ограничения в 2021 году

Прослушать запись

Хотя карантин вносит свои поправки в привычное течение жизни, далеко не все люди готовы отказаться от своих планов на поездки.

Украинцы, желающие попасть на территорию РФ, пока вынуждены сталкиваться с жесткими ограничениями, но, по сравнению с 2020 годом, ситуация упростилась и для них.

В этой статье мы поговорим о том, кому и на каких условиях разрешен въезд из Украины в Россию в 2021 году.

Кому из украинцев разрешен въезд в период пандемии?

Из Украины в Россию в 2021 году могут спокойно возвращаться российские граждане и лица с российским ВНЖ (последним можно пересечь границу только один раз). Им необязательно иметь отрицательный ПЦР-тест при пересечении границы, но нужно сделать его в течение 3 дней после прибытия и загрузить отсканированный результат через портал госуслуг.

Что касается граждан Украины, то они имеют право въехать в нашу страну только если есть веские на то основания:

  • наличие близких родственников на территории РФ (дети, супруги, родители, опекуны или попечители, родные братья, сестры, внуки, бабушки и дедушки);
  • необходимость в срочном лечении в медицинской организации на территории Федерации;
  • необходимость ухаживать за больным родственником, либо похороны близкого родственника;
  • участие в госпрограмме переселения;
  • проживание на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Источник: Официальный сайт пограничной службы ФСБ России

Также въезжать в Россию могут спортсмены, участвующие в соревнованиях, дальнобойщики, ВКС, экипажи морских, речных и воздушных судов, поездные и локомотивные бригады, сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Украинцы с российским РВП также обязаны предоставить доказательства о наличии особых оснований для въезда как и остальные украинские граждане.

Какие документы нужны?

Украинцы могут въезжать в Россию без визы, на основании заграничного паспорта.

Вне зависимости от способа пересечения границы у них должен быть отрицательный ПЦР-тест на COVID-19, полученный не ранее чем за 3 дня до поездки и переведенный на русский язык.

На границе необходимо заполнить миграционную карту, а в некоторых случаях еще и самодекларацию о состоянии здоровья (бланки выдают на границе). Кроме того, при себе необходимо иметь документы, подтверждающие ваше право на въезд.

Документы для въезда в РФ по различным основаниям:

  • для родственников: свидетельства рождения, свидетельства о заключении брака, копия паспортов родителей/детей/супругов. Если женщина, сменившая фамилию, хочет попасть в гости к родителям, то помимо свидетельства о рождении и документов родителей потребуется справка о смене фамилии;
  • для ухода за больным родственником: справки подтверждающие родство, медзаключение о состоянии больного;
  • для участия в похоронах: копия свидетельства о смерти и бумаги, подтверждающие родство;
  • участникам госпрограммы переселения: свидетельство участника программы и документы, подтверждающие родственную связь для членов семьи;
  • жители ЛНР и ДНР: отметка в паспорте о регистрации на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
  • для отправляющихся на лечение: приглашение на лечение от медицинской организации, договор на оказание услуг, иногда чеки о предоплате, копия лицензии клиники и справки о наличии заболевания. Подробнее об этом мы писали в статье “Въезд в Россию для лечения в период коронавируса: как медтуристу попасть в РФ”

Обратите внимание: В названии документа от медучреждения должно значиться именно «Приглашение на лечение», а также должны быть указаны точные даты. Иначе могут возникнуть проблемы.

Источник: Группа ВК «Граница Россия Украина Форум»

Пересечение российско-украинской границы в 2021 году

Самолетом

Прямое авиасообщение между Россией и Украиной было закрыто еще в 2015 году, поэтому и до карантина летать приходилось с пересадками. В 2021 этот способ все еще доступен. Судя по обсуждениям в социальных сетях, чаще всего из Украины в Россию и обратно летают через Турцию или Белоруссию. 

Источник: Группа ВК «Граница Россия Украина Форум»

При посадке на рейс и по прилете обязательно требуется отрицательный ПЦР-тест на COVID-19, выполненный не ранее чем за 3 дня до полета. 

Кроме привычной миграционной карты, вас могут также попросить заполнить анкету пребывающих авиарейсами в РФ. Иногда эту анкету требуют заполнить заранее. Скачать бланк можно здесь.

Пешком, на автомобиле или автобусе

Сухопутная граница между странами формально открыта, пересечь ее можно на личном авто, автобусе или пешком. Сейчас работают 6 контрольно-пропускных пунктов:

  • Троебортное
  • Чонгар
  • Меловое
  • Марьинка
  • Гоптовка
  • Юнаковка

Сухопутное пересечение границ, как правило, занимает больше времени, чем если бы вы добирались до России самолетом. Документы все те же, но пограничникам еще нужно проверить машину или автобус, да и очереди непредсказуемы. Между странами курсирует большое количество автобусов, частных такси и т.д. 

Гоптовка, один из работающих контрольно-пропускных пунктов. ФОТО: @x1_kharkovnews

Поездом

Прямые поезда из Украины в Россию пока не ходят. Учитывая, что в большинстве соседних стран международное сообщение сильно ограничено, добраться таким способом будет практически невозможно.

Пересечение границы с детьми

Если с вами путешествует несовершеннолетний ребенок до 16 лет, то при нем должны быть следующие документы:

  • украинское свидетельство о рождении;
  • загранпаспорт (либо отметка в загранпаспорте родителя);
  • нотариально заверенное согласие второго родителя (если едет с одним);
  • ПЦР-тест.

Правила пребывания в РФ для украинцев в 2021 году

Украинцы, благополучно прибывшие в Россию, не обязаны соблюдать 14-дневный карантин. В течение 90 дней они обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания (исключение — цель «Работа», тогда на МУ отводится 7 дней). Подробно о том, как это сделать, мы писали ранее.

Встав на учет, украинец может легально находиться в РФ ровно 90 дней. После этого он должен либо покинуть страну, либо продлить срок временного пребывания. Сделать это можно на основании:

  • оформленного патента на работу (для этого в миграционной карте в цели въезда должна быть указана работа);
  • заключенного договора об очном или очно-заочном образовании;
  • полученного РВП/ВНЖ;
  • полученного статуса беженца/временного убежища.

О том, как получить патент на работу мы пишем в статье «Патент на работу для граждан Украины». Также у нас можете прочитать статьи об оформлении РВП и получении ВНЖ.

Какие документы продлеваются Указом Президента от 15 июня?

Украинцам, которые приехали в Россию еще до начала пандемии, продлеваются все документы, разрешающие жить и работать в стране на законных основаниях.

Например, продлеваются РВП, миграционные карты, регистрации. Патенты и разрешения на работу автоматически не продлеваются, но до 31 декабря 2021 действуют упрощенные правила по трудоустройству.

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Русский▼

Ссылка на основную публикацию