Из Налогового кодекса уберут лишние налоговые проверки

Из Налогового кодекса уберут лишние налоговые проверки 18.10.2019
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал Из Налогового кодекса уберут лишние налоговые проверки

Во время проведения камеральной проверки налоговые органы вправе вызвать руководителя организации для дачи показаний. Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки, который может быть привлечен в качестве свидетеля для дачи показаний.

Об этом сообщает ФНС в письме от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@.

Ведомство поясняет, что статья 31 НК РФ разрешает налоговым органам вызывать по письменному уведомлению:

  • налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • иных лиц в качестве свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

При налоговых проверках не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Исключений в части вызова в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки в НК РФ не установлено.

БУХПРОСВЕТ

Камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. По общему правилу проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления декларации (расчета).

Но камеральная проверка декларации по НДС и документов, ее сопровождающих, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой декларации. Инспекторы могут увеличить срок проверки до 3 месяцев, если только выявят в декларации по НДС признаки налоговых нарушений.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете), об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию. Пояснения нужно будет представить в течение 5 дней.

При проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, ИФНС также вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей.

Рубрика: Налоговые проверки
Подписаться на комментарии Написать комментарий

Как узнать о внеплановой налоговой проверке

Выездная проверка проходит на территории компании. Налоговики в течение двух месяцев проверяют, верно ли вы исчислили и уплатили налоги. По решению руководителя ИФНС проверку могут продлить до полугода.

Проверяющего инспектора интересует финансовая деятельность предприятия за три предыдущих года, но часто он захватывает текущий год. Например, в августе 2020 года инспектор проверяет периоды с 2017 по 2019 год и первое полугодие 2020 года.

Оспаривать действия проверяющего бесполезно, в этом вопросе суды встают на сторону налоговой.

Сверх трехлетнего периода, налоговики могут проверить:

Налоговая может приостановить проверку на срок до 6 месяцев, чтобы провести экспертизу или получить дополнительные документы от контрагентов. Руководитель ИФНС выписывает решение о приостановке и указывают причину, почему проверка отсрочена.

Инспектор покидает территорию компании, возвращает подлинники документов.

Периодичность ― как часто проводят выездные налоговые проверки — регулирует Налоговый кодекс.

Закон не разрешает проверять организацию более двух раз в год, за исключением, когда решение о дополнительной проверке, принимает глава ФНС.

Директор компании узнает о выездной налоговой проверке, когда получает на руки решение, подписанное начальником ИФНС. Закон не устанавливает срок, когда налогоплательщику должны вручить решение.

Налоговики могут направить решение заказным письмом на юридический адрес компании или вручить лично. Для этого руководителя вызывают в налоговую инспекцию.

Или вручают документ, когда инспектор уже пришел с проверкой.

Если оценить компанию глазами налоговиков, можно с высокой долей вероятности предположить, проверят вас или нет. У проверяющих есть критерии, по которым они отбирают подозрительных налогоплательщиков.

Если ваша организация попадает под большинство признаков, проверки не избежать.

  1. Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня в конкретной отрасли. Налоговую нагрузку рассчитывают по сумме уплаченных налогов и сравнивают со средним показателем по отрасли.
  2. Убытки. Если компания работает с убытками несколько периодов подряд, налоговики заподозрят ее в сокрытии доходов. Логика очевидна — бизнесмен не станет «тянуть» убыточную компанию.
  3. Большие налоговые вычеты. По мнению налоговиков, компания обналичивает деньги и умышленно снижает налогооблагаемую базу.
  4. Расходы превышают доходы.
  5. Низкая зарплата. Подозрение вызывает зарплата сотрудников, если она ниже среднеуровневой по отрасли. Налоговая проверка помогает обнаружить зарплату в конвертах.
  6. Показатели на уровне предельных величин. Вызывает подозрение неоднократное приближение к предельному значению доходов, материальных активов или среднесписочной численности в компаниях на спецрежиме.
  7. Расходы на уровне доходов.
  8. Заключение сомнительных договоров. Сотрудничество с контрагентами-перекупщиками или посредниками налоговики считают сомнительными. По их мнению, такие договоры заключены без разумных экономических причин.
  9. Нарушения в налоговой отчетности, которые предприниматель не объяснил и не подтвердил документально.
  10. Неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в разных ИФНС. Если компания несколько раз в год меняет инспекцию, значит, она скрывает налоги или избегает налоговых проверок.
  11. Рентабельность ниже среднеуровневой рентабельности в конкретной отрасли.
  12. Высокие налоговые риски. Например, за сотрудничество с фирмами-однодневками компанию заподозрят в необоснованной налоговой выгоде.

Что делать, если вам насчитали слишком много налогов

Иван Кузьмин, редактор Советы для желающих поспорить

Бывает, что Федеральная налоговая служба (ФНС) выставляет к оплате совсем не те суммы, которые от неё ждут. От ошибок налоговиков страдают предприниматели и физлица. «Секрет фирмы» разобрался, по каким вопросам обычно приходится спорить с ФНС и как правильно отстаивать свои интересы.

Граждане чаще всего сталкиваются с тем, что ведомство «забывает» про их льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам и т. д.

Также в извещении зачастую некорректно указаны сведения о сроке владения объектом недвижимости или доли в праве собственности.

Из-за этого размер платежа оказывается завышенным, рассказала главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance Юлия Павлова.

В отношении компаний самая распространённая ошибка — неверный расчёт недоимки по налогу на прибыль. Обычно это происходит, когда инспекторы считают, что бизнес получил необоснованную налоговую выгоду от сделок с контрагентами — поставщиками товаров, отметила Юлия.

«Налоговый орган, по данным первичных документов, может полностью отказать в признании расходов по операциям с контрагентами по принятию товаров на учёт, не удостоверившись в фактическом списании этих товаров в заявленной сумме в состав себестоимости», — объяснила эксперт.

Часто налоговики ошибаются в ситуациях, когда грань между налоговой оптимизацией и дроблением бизнеса не столь велика и очевидна.

«Например, схема реализации товаров конечному покупателю через взаимозависимое лицо, применяющее спецрежим. Она позволяет избежать уплаты НДС и налога на прибыль.

Такие схемы могут быть в рамках действующего законодательства, но иногда ФНС рассматривает их как нарушение, что отражается в неверном расчёте налогов», — рассказывает Павлова.

Ошибки фискалов бьют по карману граждан и бюджетам предприятий. Если ФНС выявляет занижение налоговой базы, налогоплательщику грозит штраф в размере от 20% до 40% от суммы недоимки. Это работает и для юридических, и для физических лиц.

У налогоплательщика есть восемь рабочих дней, чтобы оплатить пени и недоимку налога, в противном случае ему могут заблокировать банковские счета. Это происходит в судебном порядке.

В середине десятых у бизнеса не было проблемы с избыточным доначислением налогов в части суммы основного долга, вспоминает директор юридической компании «Ителия» Эмиль Халимов. Проблема ушла после решения президиума Высшего арбитражного суда, вынесенного в июле 2012 года

Но в 2017 году в Налоговом кодексе (НК РФ) появилась статья 54.1 («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»), и практика с избыточным доначислением возобновилась, отметил эксперт.

«Новая правоприменительная практика по этой статье привела к серьёзному росту нагрузки на бизнес. Инспекторы доначисляют налоги компаниям, у которых были выявлены схемы ухода от налогов. Но при этом реально понесённые компаниями расходы и право на получение налоговых вычетов почти никогда не учитываются, — утверждает Халимов.

Читайте также:  Заява про забезпечення доказів

— По мнению многих авторитетных юристов в сфере налогообложения, такая позиция идёт вразрез не только с положениями НК, но и со здравым смыслом.

Налоги должны быть экономически обоснованными, и избыточное налогообложение не должно превращаться в наказание, так как НК уже предусматривает в качестве санкций начисление пеней и штрафов, но не основного долга».

По его мнению, с подобным подходом налоговая практика «приобретает конфискационный характер, что в условиях кризиса может привести и к краху бизнеса».

Шансы оспорить доначисления налоговой в досудебном порядке намного выше, чем в суде, говорят опрошенные «Секретом» эксперты. В 2019 из всех рассмотренных в суде требований по спорам с ФНС в пользу налогоплательщиков завершились лишь 14,6% дел.

В ноябре 2019 года замруководителя ФНС России Сергей Аракелов заявил, что ведомству нужно снижать число исков в свой адрес «путём урегулирования всех вопросов в досудебном порядке».

«Как следствие, налоговые инспекторы стараются избегать отрицательной практики по судебным спорам, и если есть шаткие позиции — урегулировать вопрос, — говорит основатель правовой экспертной AI-системы UR-LI Валерий Маюшкин. — Поэтому усилия необходимо прикладывать уже на этапе подготовки ответов с возражениями на акт в УФНС».

С момента получения акта либо со дня вынесения решения по налоговой проверке у налогоплательщика есть месяц на то, чтобы подать возражение.

Но лучше всего доказывать свою правоту ещё во время проверки, не дожидаясь её окончания, считает партнёр налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.

«Налоговые органы сами задают вопросы, просят предоставить пояснения по конкретным контрагентам, и важно давать им все необходимые сведения и предъявлять доказательства, — отмечает Давид.

— Не бойтесь отстаивать свою позицию и спорить, так как излишняя мягкость может, наоборот, привести к более негативным последствиям. Стоит понимать, что у ФНС нет цели доначислить налог любой ценой, так как отменённые потом решения плохо сказываются на отчётности.

Именно поэтому налоговые органы будут слушать ваши доводы и изучать предоставленные доказательства».

Положение физических лиц от компаний отличается тем, что обязанность исчислять налоги для них возложена на саму налоговую (кроме НДФЛ, который рассчитывает налоговый агент, чаще всего — работодатель). При этом гражданам направляют уведомление об уплате налога не менее чем за 30 дней до наступления срока платежа.

Налоговая рассчитывает суммы платежей на основании налоговых ставок и льгот, которые определяются на региональном и муниципальном уровне, поэтому первым делом стоит обратиться в ФНС с просьбой уточнить причину изменения суммы, говорит Юлия Павлова.

«Нередко оказывается, что это не ошибка, а изменение ставок или коэффициентов. Но ошибки при исчислении налогов для граждан также встречаются, и при наличии сомнений вы вправе направить жалобу в вышестоящий налоговый орган», — объясняет она.

В жалобе следует предоставить основания для снижения суммы налога и описать все обстоятельства (например, имеется льгота, неверно учтена кадастровая стоимость объекта и т. д.). Обжаловать начисленную сумму можно в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

wayhomestudio / freepik

Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать | Rusbase

Выездных проверок в отношении компаний стало меньше, что заставляет налоговиков использовать новые способы воздействия на бизнес для достижения целевых показателей собираемости. Если раньше вызов в налоговую инспекцию на «разговор» означал вызов на допрос в рамках выездной налоговой проверки, теперь это обыденное событие для налоговиков.

  • Чтобы вызвать налогоплательщика на беседу в отношении него необязательно нужно назначать выездную проверку, достаточно просто пригласить его для дачи пояснений по интересующему проверяющего инспектора вопросу.
  • Какие возможности есть у налоговых органов, если нужно получить устные пояснения у ключевых лиц компании — директора и бухгалтера.
  • Два способа для получения налоговым органом необходимой информации о бизнес-модели и о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании при вызове ключевых лиц компаний на «беседу»:
  1. Допрос свидетеля (на основании статьи 90 Налогового кодекса РФ);
  2. Вызов для дачи пояснений (на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ).

Что делать и что необходимо знать?

Налоговый орган вправе вызывать свидетеля (например, директора или бухгалтера) на допрос при проведении в отношении вашей компании следующих контрольных мероприятий:

  • камеральная проверка;
  • выездная проверка;
  • вне рамок налоговой проверки.

На допрос вызывают тогда, когда налоговым органом в рамках предпроверочного анализа деятельности вашей компании установлены факты, свидетельствующие об искусственном занижении размера налогов, которые вы на самом деле должны были уплатить в бюджет. Допрос — в данном случае один способов «цементирования» проверяющим налоговым инспектором доказательственной базы.

Вызывать могут и по иным причинам. Выбор должностным лицом применяемого в отношении компании конкретного контрольного полномочия не всегда может быть основан на правильном понимании принципов работы закона.

Иногда такой выбор может быть продиктован личными корыстными интересами «нечистых на руку» должностных лиц налогового органа. Сбор в отношении бизнеса так называемого «компромата» — стандартная практика проверяющих налоговых инспекторов.

Что такое допрос свидетеля и чем он регламентирован

Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).

Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.

Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.

Идти или не идти на допрос, последствия отказа от дачи показаний или неявки

Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.

От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса.

Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

  1. Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.
  2. В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.
  3. Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.
  4. Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.

Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.

Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».

Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.

Рекомендации

Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.

Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.

Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.

Вызывают для дачи показаний

Итак, вы бухгалтер небольшой компании, ваше утро начинается с прочтения новостей, чая, ну и, конечно, просмотра сообщений в личном кабинете программной среды, которую используете для отправления отчетности и других сообщений и уведомлений в адрес налогового органа.

Читайте также:  Підтримка - зразок позовної заяви про розірвання шлюбу коли є неповнолітні діти

В одно утро  вы видите уведомление от налогового органа со следующим содержанием:

«Инспекция ФНС № 00 по г. Москве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ вызывает на основании настоящего уведомления в налоговый орган, находящийся по адресу:…».

«В связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении выявленных расхождений типа разрыв в декларациях НДС за такой-то квартал такого-то года, необходимо явиться Генеральному директору и Главному бухгалтеру ООО „БОЛЬШОЙ БОЛТ“ …».

Вы хватаетесь за голову и бежите к директору со словами: «Шеф, все пропало, все пропало! НДС и расходы снимут! Уголовной ответственностью будут грозить».

Если вы полностью уверены в своей правоте и не совершали ничего плохого, на разговор в налоговый орган для дачи пояснений необходимо обязательно идти.

Что такое вызов для дачи пояснений

Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна.

Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость.

Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.

В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.

Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса.

Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются.

Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.

Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.

Рекомендации и правовые последствия неявки в налоговый орган для дачи пояснений

Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.

В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.

Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.

О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.

Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.

Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.

Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.

Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.

Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания.

Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Вывод

Адекватная оценка последствий неявки на беседу или отказа от дачи пояснений в последующем поможет избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Любые преждевременно принятые решения могут оказаться ошибочными. Как известно, ошибочными являются решения, принятые в условиях неосведомленности или неполной осведомленности, либо ошибочности предположений о возможном варианте развития событий.

 Natee Meepian / Shutterstock

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год.

Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев.

Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения.

В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки.

В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля.

Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки.

Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе.

Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании.

Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG.

Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения.

Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно.

Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.

Налоговые штрафы за нарушение законодательства в 2021-2022 году

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения
Размер штрафа
Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) ст. 129.1
Читайте также:  How to write a statement of claim for divorce

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ.

Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого.

Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Ссылка на основную публикацию