Когда отказ в экстрадиции отменяет красную карточку Интерпола

Когда отказ в экстрадиции отменяет красную карточку ИнтерполаДля того, чтобы задержать в другой стране и вернуть на родину сбежавшего фигуранта уголовного дела, беглеца вначале необходимо объявить в международный розыск по каналам Интерпола.

Как происходит объявление следователем беглеца в международный розыск. Вначале человека объявляют в федеральный розыск и этим розыском, как правило, занимаются оперативники областного МВД — сотрудники уголовного розыска. После того, как будут получены достаточные данные о том, что беглец находится в иностранном государстве (как правило, справка из погрануправления ФСБ о пересечении беглецом госграницы), оперативники МВД отдельным постановлением незамедлительно объявляют фигуранта в международный розыск, а следователь выходит в суд с требованием о заочном аресте. Суды, в свою очередь, практически всегда удовлетворяют требование следствия о заочном аресте, потому что на данном этапе вопрос о виновности или невиновности не рассматривается, а речь идёт о простых процессуальных нормах, чтобы разместить розыскное дело беглеца в базе международной полиции Интерпол в Лионе. После вступления решения суда о заочном аресте в законную силу, региональное НЦБ Интерпола переводит материалы дела на один из языков Интерпола и на этом дело можно считать практически завершенным — если разыскиваемый не является известным лицом (например, как Михаил Ходорковский), то через 24 часа он помещается в базу разыскиваемых по красному циркуляру лиц https://www.interpol.int, то есть, по факту становится международным преступником.

Выглядит это так:Когда отказ в экстрадиции отменяет красную карточку ИнтерполаЭто мое фото, которое «провисело» на сайте Интерпола до 2016 года.Если беглец не может найти себя на сайте Интерпола, то это ни о чём не говорит — страна-инициатор розыска сама решает в какую часть базы (закрытую или открытую) поместить фигуранта. Статистика нынче такая, что последние пять лет беглецов по экономическим статьям помещают в закрытую часть базы. Узнать о том, находится ли человек в международном розыске можно обратившись в НЦБ Интерпола в любой стране, как правило, это разрешено делать только адвокатам. В течение двух недель (зависит от страны) будет получен ответ находится человек в международном розыске или нет. По времени получается, что с момента объявления фигуранта в федеральный розыск до момента помещения в базу Интерпола проходит один месяц. Если адвокат во время судов о заочном аресте придумывает какие-нибудь «басни» (про болезни, командировки, отсутствие повесток к следователю и пр…), то этот срок может увеличиться до полутора месяцев. Бывают и совершенно фантастические истории (знаю три подобных), когда после объявления человека в федеральный розыск его не объявляют в международный и не арестовывают заочно, но здесь больше вопросов к следствию, которое «забывает» по каким-то причинам выделить дело беглеца в отдельное производство. Подобная «забывчивость» следствия, кстати, не даёт беглецу ничего хорошего: 1) если он вернётся на родину, то его по возвращении все-равно арестуют и отправят в СИЗО, 2) если он будет просить убежище в другой стране, то человеку нужно будет очень постараться, чтобы доказать в иностранном государстве, что в отношении него идёт уголовное преследование в стране исхода. Опять же, повторюсь, таких историй с необъявлением фигуранта в международный розыск после федерального розыска очень и очень мало.

Помимо того, что находящийся в международном розыске человек может попросить о защите в другом государстве (о чем я писал здесь https://gordeev-deputat.livejournal.com/70819.html более ранних постах), он может также оспорить решение Интерпола о размещении в базе разыскиваемых лиц. Для этого беглец должен написать в Комиссию по Контролю за Файлами Интерпола (CCF) о несогласии со своим международным розыском и указать причины несогласия. Как работает данная комиссия подробно написано на сайте Интерпола https://www.interpol.int/Who-we-are/Commission-for-the-Control-of-INTERPOL-s-Files-CCF. Получив заявление, комиссия в девятимесячный срок принимает решение об удовлетворении заявления или отказе. После отказа, через шесть месяцев, заявитель имеет право ещё раз обратиться в Комиссию — последнее решение Комиссии будет уже окончательным и обжалованию не подлежит.

Если данные фигуранта убирают из розыскной базы Интерпола, то решение выглядит так:Когда отказ в экстрадиции отменяет красную карточку ИнтерполаБольше международного розыска нет и любые границы можно пересекать беспрепятственно.

Существует два вида розыска по красному циркуляру Интерпола: diffusion и обычный. Вид розыска выбирает страна-инициатор розыска и на качестве розыскных действий никак не отражается. Об этих видах международного розыска можно почитать в интернете, банально погуглив. После «эпопеи» с «постоянным» объявлением в международный розыск Уильяма Браудера через функцию diffusion (много написано в Интернете), Интерпол с 2018 года «вычищает подчистую» все розыскные данные фигуранта в отношении которого CCF приняла решение об аннулировании розыска или изначально Генсекретариат Интерпола не собирался заниматься розыском фигуранта по политическим или иным основаниям. Меня самого ловили в прошлом году по diffusion в Польше https://gordeev-deputat.livejournal.com/48252.html, но та тот момент в Интерпол ещё можно было внести данные об одностороннем розыске, сейчас подобное уже невозможно.

Как работает CCF и кто имеет шансы на исключение из базы Интерпола:1) Лица получившие международную защиту в иностранном государстве (беженство, гуманитарный статус, политическое убежище) с вероятностью 100% будут исключены из списка разыскиваемых лиц международной полиции;2) Все остальные имеют шансы, но крайне невысокие, которые повышаются, если беглец имеет постоянное место жительства в иностранном государстве, встал в консульстве на учёт за границей (то есть, фактически не скрывает от следствия своё местонахождение!), а также присутствуют фундаментальные нарушения УПК при расследовании уголовного дела или объявлении в международный розыск. CCF щепительно изучает указанные нарушения и если они являются неустранимыми (например, нарушена подследственность расследования уголовного дела), то принимается решение об отмене международного розыска по каналам Интерпола. Влияние государства — инициатора розыска на решение комиссии нулевое, то есть, если есть за что «цепляться» при обращении в CCF, то это нужно делать обязательно. Также, положительное решение CCF будет являться дополнительным «жирным бонусом» при запросе на убежище в иностранном государстве. Отказное решение CCF может быть изменено на положительное при появлении новых обстоятельств у рызыскиваемого лица. Например, человек несколько раз просил об исключении из базы разыскиваемых лиц Интерпола, но ему окончательно отказали, а после этого он получил убежище в иностранном государстве — это является тем новым обстоятельством, из-за которого решение комиссии подлежит обязательному пересмотру. Из успешно обжаловавших решение Интерпола о международном розыске лично знаю двоих — оба проживают в Великобритании (один после аннулирования международного розыска получил статус беженца, второй имеет гражданство другого государства), в обоих случаях имели место быть наличие постоянного местожительства, отсутствие боязни привлечь внимание местных правоохранителей благодаря запросу в CCF об обжаловании розыска и колоссальные нарушения УПК во время уголовного судопроизводства, то есть, крайне низкое качество следствия помогло избавиться от розыска Интерпола.

У многих беглецов есть ложные основания полагать, что объявление в международный розыск требует от следователя «невероятных усилий» и даже «финансовых затрат» — это не соответсвует действительности, объявляют в розыск всех, кому за совершенные деяния в России грозит более двух лет заключения, следователю же требуется всего-навсего напечатать две бумажки и два — три раза сходить в суд по избранию для беглеца меры пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем для беглеца нет смысла жаловаться на незаконность объявления в международный розыск в российские суды, следствие и прокуратуры — это пустая трата времени и денег на адвокатов, есть смысл обжалования розыска только в CCF, где нарушения следствия (если они имеют место быть!) будут обязательно учтены и решение о международном розыске будет отменено уже самим Интерполом.

Могут ли меня снова арестовать по «красному уведомлению» Интерпола, если экстрадиция не запрашивалась или в ней отказали?

В случае когда запрашивающая страна не инициировала процесс экстрадиции, или если в экстрадиции было отказано, то при дальнейшем нахождении в той же стране и отсутствии новых обстоятельств повторный арест будет маловероятным. Но ситуация обстоит иначе, если речь идет о совершении поездок в другие страны.

В соответствии со статьей 82 Правил Интерпола по обработке данных, «красное уведомление» выносится для установления местонахождения разыскиваемого лица и осуществления его задержания, ареста или ограничения передвижения в целях проведения экстрадиции, выдачи или аналогичного законного действия в отношении такого лица.

Причем следует понимать, что само по себе «красное уведомление» не является ордером на арест.

Когда отказ в экстрадиции отменяет красную карточку Интерпола

Со своей стороны, запрашивающее государство не должно медлить, как ему только поступила информация о том, что разыскиваемое лицо обнаружено в другой стране. Запрашивающее государство должно направить всю необходимую информацию и подтверждающую документацию в страну, где выявлено местонахождение лица.

Если запрашивающее государство не осуществит передачу необходимой информации и не начнет производство по экстрадиции, или если такое производство начато, но завершилось отказом, то Интерпол должен разместить соответствующее приложение вместе с «красным уведомлением» в отношении лица.

В таком случае «красное уведомление» не должно находиться в открытом доступе на сайте Интерпола, но будет оставаться в базе данных ведомства.

Читайте также:  Лідери ринку. Рейтинг юридичних компаній-2022

Если в результате вынесенного «красного уведомления» произошло задержание, а запрашивающее государство не запросило экстрадицию, или же запрашиваемое государство отказало в экстрадиции, то при отсутствии новых обстоятельств повторный арест будет маловероятным. Однако речь идет только о стране, где произошло задержание. В случае намерения посещать другие страны настоятельно рекомендуется проявлять осторожность и обратиться за профессиональной консультацией перед совершением поездки.

Как фирма Gherson может помочь?

Фирма Gherson обладает богатым опытом консультирования клиентов, в отношении которых вынесено «красное уведомление», а также имеет обширный опыт подачи представлений в Интерпол по широкому спектру оснований. При необходимости фирма Gherson может привлечь к делу международных специалистов.

Interpol notice — Wikipedia

Когда отказ в экстрадиции отменяет красную карточку Интерпола
Эмблемы извещений Интерпола

Интерпол уведомление является международным уведомление рассылается Интерполом для передачи информации о преступлениях, преступниках и угрозах со стороной полицией в государстве (или уполномоченный субъект международного права) со своими коллегами по всему миру. Информация, распространяемая посредством уведомлений, касается лиц, разыскиваемых за серьезные преступления, пропавших без вести, неопознанных тел, возможных угроз, побегов из тюрьмы и способов действий преступников .

Существует восемь типов уведомлений, семь из которых имеют цветовую маркировку в зависимости от их функции: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Самым известным уведомлением является красное уведомление, которое является «наиболее близким к международному ордеру на арест инструментом, используемым сегодня».

Восьмое специальное уведомление выпускается по запросу Совета Безопасности ООН .

Уведомления, публикуемые Интерполом, делаются либо по собственной инициативе организации, либо на основании запросов национальных центральных бюро (НЦБ) государств-членов или уполномоченных международных организаций, таких как ООН и Международный уголовный суд . Все уведомления публикуются на защищенном веб-сайте Интерпола. Выдержки из уведомлений также могут быть опубликованы на общедоступном веб-сайте Интерпола, если запрашивающая организация согласна.

Интерпол может публиковать только уведомление, которое соответствует всем надлежащим правовым условиям.

Например, уведомление не будет опубликовано, если оно нарушает конституцию Интерпола, которая запрещает организации заниматься деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол может отказать в публикации уведомления, которое он считает нецелесообразным или потенциально опасным.

Уведомления могут быть выпущены на любом из четырех официальных языков Интерпола: английском , французском , испанском и арабском .

Типы уведомлений

Тип уведомления

Подробности

Красное уведомление Добиваться местонахождения / ареста лица, разыскиваемого судебной юрисдикцией или международным трибуналом с целью его / ее экстрадиции
Синее уведомление Чтобы найти, идентифицировать или получить информацию о лице, представляющем интерес в уголовном расследовании
Зеленое уведомление Чтобы предупредить о преступной деятельности человека, если это лицо считается возможной угрозой общественной безопасности.
Желтое уведомление Чтобы найти пропавшего без вести или идентифицировать человека, который не может идентифицировать себя.
Черное уведомление Искать информацию о неопознанных телах
Оранжевое уведомление Чтобы предупредить о событии, человеке, объекте или процессе, представляющих неминуемую угрозу и опасность для людей или имущества
Фиолетовое уведомление Для предоставления информации о способах работы , процедурах, объектах, устройствах или тайниках, используемых преступниками.
Специальное уведомление Интерпола – Совета Безопасности ООН Информировать членов Интерпола о том, что физическое или юридическое лицо подлежит санкциям ООН.

Аналогичным уведомлением является другой запрос о сотрудничестве или механизм предупреждения, известный как «распространение». Это менее формально, чем уведомление, но также используется для запроса об аресте или местонахождении лица или дополнительной информации в связи с полицейским расследованием. Распространение рассылается непосредственно государством-членом или международной организацией в страны по их выбору или среди всех членов Интерпола и одновременно регистрируется в базах данных Интерпола.

История

Международная система уведомлений была создана в 1946 году, когда Интерпол восстановился после Второй мировой войны в парижском пригороде Сен-Клу . Первоначально он состоял из шести уведомлений с цветовой кодировкой; Красный, синий, зеленый, желтый, черный и фиолетовый. В 2004 году был добавлен седьмой цвет — оранжевый.

В 2005 году специальное уведомление Интерпола и Совета Безопасности ООН было создано по просьбе Совета Безопасности ООН в резолюции 1617, чтобы предоставить более эффективные инструменты, помогающие Совету Безопасности выполнять свой мандат в отношении замораживания активов, запретов на поездки и эмбарго на поставки оружия. направлена против физических и юридических лиц, связанных с « Аль-Каидой» и « Талибаном», и была принята Интерполом на 74-й Генеральной ассамблее в Берлине в сентябре 2005 года.

Уведомления Интерпола с 2011 г.

Год
красный
Синий
Зеленый
Желтый
Чернить
апельсин
Фиолетовый
Интерпол ‑ ООН
Диффузии

Примечания

2011 г. 7 678 705 1,132 1,059 104 31 год 8 30 15,708 Интерпол опубликовал около 26 500 уведомлений и рассылок в 2011 году. В конце 2011 года в обращении находилось 40 836 уведомлений и 48 310 рассылок, и 7 958 человек были арестованы на основании уведомления или рассылки в течение 2011 года.
2012 г. 8136 1,085 1,477 1,691 141 31 год 16 78 20 130 Интерпол опубликовал около 32 750 уведомлений и рассылок в 2012 году. На конец 2012 года в обращении находилось 46 994 уведомления и 66 614 рассылок.
2013 8 857 1,691 1 004 1889 117 43 год 102 79 21 183 Интерпол опубликовал примерно 34 820 уведомлений и рассылок в 2013 году. В конце 2013 года в обращении находилось 52 880 уведомлений и 70 159 рассылок; 1749 человек были арестованы на основании уведомления в течение 2013 года.
2014 г. 10 718 2355 1,216 2 814 153 29 75 72 21 922 Интерпол опубликовал около 39 250 уведомлений и рассылок в 2014 году. В конце 2014 года в обращении находилось 60 187 уведомлений и 74 625 рассылок; 2336 человек были арестованы на основании уведомления в течение 2014 года.
2015 г. 11 492 3 913 1,248 2 505 153 36 139 51 22 753 Интерпол опубликовал примерно 42 266 уведомлений и рассылок в 2015 году. В конце 2015 года в обращении находилось 67 491 уведомление и 78 313 рассылок.

Полемика

В своей книге, красный Примечание: Правдивая история высоких финансов, убийства и борьбе одного человека за справедливость , Билл Браудер , генеральный директор Hermitage Capital Management , описывает , как правительство России неоднократно просили Интерпол выдать красное уведомление на его арест.

Интерпол отказался сделать это на том основании, что посчитал запрос «преимущественно политическим по своему характеру и, следовательно, противоречащим правилам и положениям Интерпола».

Невозможно добиться его экстрадиции, Браудер впоследствии был судим и осужден Московским судом за уклонение от уплаты налогов в заочной форме .

В январе 2017 года находящаяся в Соединенном Королевстве НПО Fair Trials призвала Интерпол ввести более строгие проверки.

Исполнительный директор справедливого судебного разбирательства Яго Рассел заявил: «Интерпол позволяет использовать себя репрессивным режимам по всему миру для экспорта преследования правозащитников, журналистов и политических оппонентов».

Были опасения по поводу конфликта интересов, а также в марте 2017 года ОАЭ пожертвовали Интерполу 54 миллиона долларов, что примерно равно взносам всех других стран-членов. Генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток заявил, что Интерпол создал целевую группу для рассмотрения запросов «еще более интенсивно».

В июне 2020 года Иран выдал ордер на арест президента США Дональда Трампа и 35 других политических и военных официальных лиц США за их роль в убийстве Касема Сулеймани .

Споры о красных уведомлениях

В 2013 году было показано, что «красные» уведомления Интерпола иногда были неточными и могли быть политически мотивированными.

Такие НПО , как Fair Trials International , указали на ограниченный внутренний контроль для борьбы с политическими злоупотреблениями.

Многие из ее членов имеют плохую репутацию в области прав человека и коррумпированные недемократические правительства, и их обвиняют в злоупотреблении сетью красных уведомлений в политических целях.

Некоторые красные уведомления вызывают споры и используются для преследования противников режимов, например бывшего президента Украины Виктора Януковича , чье красное уведомление было удалено, поскольку было показано, что это политический запрос.

Интерпол издал новую политику в отношении беженцев в 2015 году, согласно которой не следует выдавать красное уведомление в отношении беженца, если оно было запрошено страной, из которой беженец первоначально бежал.

В ноябре 2018 года Бахрейн выпустил красное уведомление для футболиста и диссидента Хакима аль-Араиби , который бежал из Бахрейна в 2014 году и несколько лет спустя получил статус беженца в Австралии.

Он был арестован по прибытии в Таиланд с женой для проведения медового месяца в ноябре 2018 года тайской полицией на основании красного уведомления, несмотря на то, что через несколько дней красное уведомление было отозвано на основании незаконности.

11 февраля он был освобожден после того, как тайская прокуратура закрыла дело, и на следующий день он прибыл в Австралию. Через месяц, 12 марта 2019 года, ему было предоставлено австралийское гражданство.

Растет обеспокоенность по поводу того, что беженцы незаконно становятся объектами красных уведомлений. Недавние примеры, предшествующие делу аль-Араиби, включают задержание российского активиста Петра Силаева в Испании и алжирского адвоката по правам человека Рашида Месли в Италии .

Читайте также:  Гражданский брак и право на наследование (ч. 1)

В случае аль-Араиби, несмотря на то, что красное уведомление было отозвано всего через несколько дней после его выдачи, Бахрейн, тем не менее, издал приказ об экстрадиции, и Таиланд выполнил его, что привело к судебному разбирательству, в котором аль-Араиби должен был защищать свое возражение против экстрадиции.

Китай использовал красные уведомления для репатриации уйгуров по всему миру, хотя некоторые из них были отменены после проверки.

Комиссия по контролю за файлами Интерпола

Комиссия по контролю за файлами Интерпола (CCF) является независимым контролирующим органом. Он действует в соответствии с рядом официальных правил и документов и выполняет три основные функции:

  • Мониторинг применения правил защиты данных к персональным данным, обрабатываемым Интерполом
  • Консультирование в отношении любых операций или проектов, касающихся обработки личной информации
  • Обработка запросов на доступ к файлам Интерпола

О структуре интерпола и, как попадают украинские граждане в его «списки» в интервью дениса бугая для издания «юридическая практика»

Интерпол – глобальная розыскная база данных, которая распространяется на все государства-члены. Центральный офис находится в Лионе (Франция).

О структуре Интерпола, а также о том, как попадают украинские граждане в «списки» Интерпола и почему исчезают, рассказал адвокат, партнер VB PARTNERS, президент АЮУ Денис Бугай

– Каким вы видите сотрудничество с Интерполом для вашей компании?

За годы практики мы наработали колоссальный опыт представительства клиентов перед органами Интерпола. В последнее время все больше украинцев разыскиваются через каналы Интерпола как Украиной, так и другими пост -советскими государствами.

Наша команда специализируется в уголовном процессе и праве (в том числе в вопросах Интерпола и экстрадиции), разрешении споров/конфликтов, споров с государством, с судебной практикой в судах различной юрисдикции.

– Всем известно, что «паутина» Интерпола охватывает весь земной шар, однако какая структура органов Интерпола? Кто принимает ключевые решения?

Органами управления Интерпола являются Генеральная ассамблея и ее Исполнительный комитет, а также Генеральный секретариат. Именно Генеральный секретариат является фактическим органом управления, принимающим ключевые решения.

Особое место в системе центрального офиса занимает независимый орган – Комиссия по контролю файлов Интерпола (Комиссия). Ее функция – контроль над соблюдением правил размещения, обработки и хранения информации в базах данных Интерпола.

– Из чего состоит розыскная база Интерпола? Что такое «красная», «желтая карточка», какие требования к их размещению?

Розыскная база Интерпола – объем всех сведений о разыскиваемых объектах/субъектах, которым присваиваются соответствующие notice («карточки») в зависимости от цели розыска:

  • «красная карточка» – розыск подозреваемого/обвиняемого/осужденного для экстрадиции;
  • «желтая карточка» – розыск лиц, пропавших без вести;
  • «голубая карточка» – сбор сведений о лице, его местонахождении в интересах уголовного производства;
  • «черная карточка» – неопознанные трупы;
  • «зеленая карточка» – потенциальные преступники, рецидивисты и т.д.;
  • «оранжевая карточка» – предупреждение о серьезной угрозе собственности или здоровью людей;
  • «фиолетовая карточка» – преступные схемы, орудия преступления и т.д.

Наиболее распространенной является «красная карточка», к размещению которой существуют следующие требования:

  1. Преступление, за которое разыскивается лицо, является преступлением в большинстве стран мира;
  2. Наказание за преступление – не менее 2 лет лишения свободы или неотбытая часть наказания составляет не менее 6 месяцев.

– Из каких этапов состоит процедура постановки лица на розыск в Интерполе?

Публикация сведений в базах розыска состоит из 5 этапов. На примере Украины указанная процедура выглядит так:

  1. Следователь/прокурор направляет запрос о розыске в Укрбюро Интерпола.
  2. Укрбюро осуществляет первичную проверку запроса на соответствие требований международных актов, в том числе актов Интерпола.
  3. После проверки Укрбюро обращается в Генеральный Секретариат с целью опубликовать запрос.
  4. Генеральный Секретариат осуществляет повторную проверку запроса. Конкретными органами для проверки «карточек» являются Центр командования и координации Генерального Секретариата и Управление по правовым вопросам.
  5. Генеральный Секретариат публикует уведомление о розыске, о чем информирует всех стран-участников.

– Существуют ли случаи, когда в размещении «карточки» отказывают?

Публикация «красных карточек» не является автоматической и в ней может быть отказано. К примеру, Интерпол отказал РФ в размещении «красной карточки» И. Коломойского, а Украине – в розыске А. Павлова «Моторолы».

При этом, существует процедура «предварительного обжалования» решения о публикации в розыск, которой воспользовался А. Онищенко. Указанная процедура предусматривает рассмотрение Комиссией жалобы на незаконность розыска лица еще до публикации «красной карточки» Генеральным секретариатом.

– Какие наиболее популярные основания для отказа в размещении «красной карточки» или же для ее удаления?

На практике наиболее распространенными причинами для отказа в размещении «красной карточки» или ее удаления являются:

  • Истечение срока действия санкции (дело Ю. Иванющенка, у которого истек срок содержания под стражей), амнистия или закрытие уголовного производства и т.д. Стоит отметить, что в случае повторного избрания санкции, «красная карточка» так же присваивается повторно (опять-таки об этом нам напоминает дело Ю. Иванющенко);
  • Политические мотивы преследования (дела М. Ежеля, Р. Богатыревой, В. Януковича, Н. Азарова, А. Онищенко, Д. Яроша, И. Коломойского, М. Аблязова, Р. Солодченко, М. Кетебаева, Т. Параскевич и др.);
  • Политические мотивы преследования – сильный аргумент как на стадии публикации сведений о лице (как пример – вышеупомянутая «красная карточка» И. Коломойскому), так и на стадии обжалования уже опубликованных уведомлений о розыске (пример Д. Яроша, В. Януковича). С другой стороны, Комиссия не нашла политической составляющей в размещении «красных карточек» братьев Клюевых и Э. Ставицкого;
  • Коммерческие мотивы преследования – уголовное преследование лица с целью завладения его активами. Например, Интерпол удалил «красную карточку» йорданского бизнесмена Ф. Альмхайрата, после того, как было доказано, что цель уголовного производства против него – вытеснение его с должности директора и понуждение передать акции другим акционерам. Отметим, что среди отдельных пост -советских государств существует практика использования инструмента Интерпола для уголовного преследования украинских бизнесменов. Цель такого преследования – завладение государством активами подозреваемых. При этом, канал Интерпола используется для создания общественного мнения о виновности подозреваемого, как правило, без подкрепления какими-либо доказательствами. Подобные преследования украинского бизнеса противоречат политике Интерпола, в связи с чем, по нашему мнению, постановления в розыск украинских предпринимателей должны быть отменены;
  • Риск нарушений прав человека – свободы слова, права на справедливый суд, запрет пыток и т.д. Например, дело венесуэльской журналистки П. Полео, которой на родине могло быть ограничено право на свободу слова;
  • Цель размещения «карточки» достигнута – местонахождение лица установлено, проведено задержание или экстрадиция. Например, сегодня мы не видим «красных карточек» Ю. Колобова, Н. Гуты, Б. Тимонькина.
  • – Как обжаловать размещения лица в розыскной базе Интерпола?
  • Лицо, информация о котором есть в базе данных Интерпола (его представитель) имеет право обратится в Комиссию с заявлением об исправлении или удалении персональной информации.
  • Здесь следует отметить ряд практических аспектов:
  1. Срок рассмотрения такого запроса установлен «в кратчайшие строки», однако Комиссия проводит заседания в среднем 3-5 раз в год. То есть, обжалование внесения в розыск может занимать от 1 месяца до полугода.
  2. Комиссия не принимает решения самостоятельно, а лишь направляет рекомендации Генеральному Секретариату как держателю базы данных.
  3. В случае, если Генеральный Секретариат не выполнит рекомендации, Комиссия имеет право обжаловать бездействие Генерального Секретариата в Исполнительный Комитет.

Таким образом, процедура рассмотрения жалоб на размещение «красных карточек» длительна и формализована.

Обращаем внимание, что на сайте Интерпола опубликована лишь малая часть «красных карточек» (около 2 %). В связи с чем, по нашему мнению, необходимо получать письменное подтверждение об удалении «карточки» из центрального офиса Интерпола (как получили его защитники Р. Богатыревой).

– Существуют ли альтернативные способы постановки лица в розыск Интерпола, помимо «красных карточек»?

Да, например, национальное бюро может запустить по внутренней сети Интерпола так называемые «difissions» – уведомления о необходимости ареста лица, которые направляются определенному кругу других национальных бюро и не являются публичными.

Процедура публикации «difissions» не формализована, в отличии от публикаций «красных карточек», и позволяет арестовать лицо без соблюдения всех формальностей и требований Интерпола. Именно в порядке «difissions» объявляли в розыск руфера П. Ушевца, Г. Таграмадзе и др.

– Существуют ли страны, в которых Интерпол «не достанет»? Были ли случаи выдачи задержанных Интерполом государству Украина и другим странам пост-СССР?

На данный момент, участниками Интерпола являются 190 стран – это, практически, весь земной шар. Однако, существует ряд «экзотических» государств, которые не сотрудничают с Интерполом, например, Северная Корея, Палау, Соломоновы острова, Федеративные штаты Микронезии, Тувалу и т.д. На данный момент, последней присоединившейся к Интерполу страной является Ватикан.

Несмотря то, что «красные карточки», выданные Украиной, часто удаляются, так же часто лиц, задержанных Интерполом, экстрадируют на Украину.

Читайте также:  Как выполнить решение суда принудительно, 2022

Так, из Хорватии экстрадирован ресторатор А. Задорожный, а недавно из Сербии выдали Украине черкасского агробизнесмена В. Бабко.

Страны с более высокими требованиями к обеспечению прав и свобод человека, чаще всего отказывают в экстрадиции на Украину. Как пример, Италия отказала в экстрадиции И. Маркова, а Испания запретила выдачу Ю. Колобова.

Отметим, что государства с авторитарным правлением как Беларусь, РФ, Казахстан куда реже добиваются экстрадиции своих граждан в виду высокого риска нарушений прав и свобод человека. В разное время РФ отказывали в экстрадиции И. Кацнельсона, А. Бородина, Г. Беджамова, Беларуси – Н. Судленковой и Д. Пименову, Казахстану – С. Шалабаева, В. Храпунова и др.

Автор, Бугай Денис

Адвокат в Интерпол — Русскоязычный адвокат Интерпол Егор Бойченко

Адвокатская компания Егора Бойченко avocat.boychenko@gmail.com представляет интересы своих клиентов перед международной организацией ИНТЕРПОЛ – INTERPOL в г. Лион, Франция.

Адвокат Егор Бойченко имеет успешный опыт по снятию с международного розыска с аннулированием Красной карты (RED NOTICE) и (DIFFUSION)

ИНТЕРПОЛ

Основной задачей Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ — INTERPOL) является учет международной уголовной информации, объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с преступностью, а также координация международного розыска. Штаб-квартира ИНТЕРПОЛа расположена в г. Лион, Франция.

В каждой из стран, входящих в ИНТЕРПОЛ, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию с НЦБ ИНТЕРПОЛа других стран, а также с Генеральным Секретариатом ИНТЕРПОЛа.

На основании запросов и документов следственных органов НЦБ направляют в адрес ИНТЕРПОЛа запросы о размещении в базе данных ИНТЕРПРОЛА (INTERPOL Criminal Information System) информации о международном розыске в отношении конкретного лица, после чего данное лицо начинает числиться в базе данных ИНТЕРПОЛа с присвоением и публикацией определенной карты международного розыска. Генеральный Секретариат ИНТЕРПОЛа может также размещать информацию о розыске лица в своей базе по собственной инициативе.

Следует отметить, что хотя органы ИНТЕРПОЛа имеют полномочия по проверке информации, предоставленной НЦБ, перед внесением информации в базу данных, презюмируется, что информация, предоставленная НЦБ, является точной, достаточной и релевантной для размещения в базе данных ИНТЕРПОЛа. Исходя из этого, некоторые НЦБ используют ИНТЕРПОЛ для преследования лиц не в целях, предусмотренной данной организацией, например, для давления на лиц путем уголовного преследования и международного розыска по политическим или религиозным мотивам.

Карты ИНТЕРПОЛа

ИНТЕРПОЛ использует девять типов карт – уведомлений/циркуляров, семи из которых присвоены определенные цвета:

  • Красная карта (red notice) — для розыска и ареста лица с целью экстрадиции
  • Голубая карта (blue notice) — для установления местонахождения лица или получения информации о лице, который составляет интерес в уголовном расследовании (подозреваемый, обвиняемый, жертва, свидетель)
  • Зеленая карта (green notice) — для предупреждения об уголовной деятельности лица, если лицо составляет угрозу обществу
  • Желтая карта (yellow notice) — для установления местонахождения пропавшего лица или установления личности лица
  • Черная карта (black notice) — для получения информации о мертвых телах
  • Фиолетовая карта (purple notice) — для предупреждения о процедуре, объектах, средствах или методах сокрытия, используемых преступниками, или получения информации о преступлениях
  • Оранжевая карта (orange notice) — для предупреждения о событии, лице, объекте или процессе, которые составляют угрозу обществу и могут нанести вред имуществу или лицу
  • Специальная карта ИНТЕРПОЛ-Совет Безопасности ООН (Interpol – United Nations Security Council special notice) — для информирования членов ИНТЕРПОЛа, что физическое или юридическое лицо находится под санкциями Совета Безопасности ООН
  • Карта об украденном предмете искусства (stolen work of art notice)

Кроме карт НЦБ стран часто используют диффюжн (diffusion) в тех же целях, что и карты.

Основное различие диффюжн от карты – это то, что такой запрос на международное сотрудничество направляется в страны по выбору НЦБ страны-заявителя, т.е.

только страны, указанные страной-заявителем, видят запрос о розыске лица в своих базах. На практике к диффюжн ИНТЕРПОЛ применяет менее строгие требования для внесения в свою базу данных, чем при выдаче карт.

Последствия публикации карты-уведомления или диффюжн

Если в отношении лица опубликована карта-уведомление (в особенности, красная карта) или диффюжн в целях ареста лица, то лицо может быть арестовано при пересечении границы, при получении/продлении документов в официальных органах или при иных обстоятельствах, когда информация о местонахождения разыскиваемого лица установлена. С этого момента запускается процедура экстрадиции лица в запрашиваемое государство.

Обжалование международного розыска в ИНТЕРПОЛ

В структуру органов ИНТЕРПОЛА, кроме Генерального Секретариата, Генеральной Ассамблеи и Исполнительного Комитета, входит также Комиссия по контролю за файлами (Комиссия), — это специальный орган в структуре ИНТЕРПОЛА, который в своей работе руководствуется новым Уставом, вступившим в силу 11 марта 2017 года. Именно на Комиссию возлагаются полномочия по проверке того, что информация в отношении разыскиваемого лица внесена и обрабатывается в базе данных ИНТЕРПОЛа в соответствии с требованиями организации.

Комиссия по контролю за файлами, а именно ее Палата по ходатайствам (Requests Chamber) занимается рассмотрением ходатайств на получение доступа к данным, исправлением или удалением данных в отношении лиц, которые находятся в международном розыске и в отношении которых ИНТЕРПОЛом выданы карты, в том числе красная карта, или диффюжн.

Комиссия заседает три раза в год, на которых принимает решения об исправлении или удалении данных из базы ИНТЕРПОЛа. Комиссия может также принимать решения между сессиями, это касается в основном решений о предоставлении доступа к данным.

Срок принятия решения Комиссией:

  • о доступе к данным, т.е. получение информации о том, находится ли лицо в базе ИНТЕРПОЛа и на каком основании – официально 4 месяца (на практике, сроки короче) с момента решения Комиссии о приемлемости ходатайства,
  • об исправлении или удалении данных – 9 месяцев (в реальности около года) с момента решения Комиссии о приемлемости ходатайства.

Ходатайство в Комиссию подается на одном из рабочих языков ИНТЕРПОЛА (английском, французском, испанском или арабском).

К форме и содержанию ходатайства предъявляются специальные требования приемлемости, не соблюдение которых приводит к отклонению ходатайства Комиссией по формальным основаниям.

Комиссия принимает решение о приемлемости ходатайства в течение одного месяца с даты его получения.

В случае решения Комиссии об отказе об исправлении или удалении данных в отношении заявителя существует механизм пересмотра решения Комиссии при наличии оснований и соблюдении специальных требований.

Во время рассмотрения ходатайства об исправлении или удалении данных Комиссией существует возможность наложения временных мер о приостановлении действия карты или диффюжн в отношении заявителя, до вынесения окончательного решения Комиссией. В случае удовлетворения такого ходатайства, информация о заявителе не видна в базе данных ИНТЕРПОЛа на период действия временных мер.

Превентивное ходатайство в ИНТЕРПОЛ (preventive request)

Даже если заявитель не находится в базе ИНТЕРПОЛа, но у него есть опасения, что органы власти ведут или могут начать уголовное преследование против него с использованием международного розыска через систему ИНТЕРПОЛа, то в таких случаях есть возможность подать в Комиссию превентивное ходатайство. Превентивное ходатайство подается с целью того, чтобы при поступлении запроса из НЦБ страны на внесение заявителя в базу данных ИНТЕРПОЛа, Комиссия не презюмировала их надежность, а проверила с учетом превентивного ходатайства заявителя.

  • Следует отметить, что Комиссия принимает во внимание такие превентивные ходатайства и учитывает их при получении запросов от НЦБ, вплоть до запроса предоставления комментариев заявителем на такой запрос НЦБ перед принятием решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении запроса НЦБ.
  • Компетенция адвоката Егора Бойченко
  • Крайне важно обратиться за помощью к квалифицированному адвокату, имеющему соответствующий опыт, перед обращением в ИНТЕРПОЛ (Комиссию по контролю за файлами) и подачей соответствующего ходатайства.
  • Адвокатcкая компания Егора Бойченко имеет успешный опыт обращения в ИНТЕРПОЛ по снятию с международного розыска с аннулированием карты международного розыска, включая красную карту, и диффюжн и оказывает следующие виды услуг по обращению в международную организацию ИНТЕРПОЛ (Комиссию по контролю за файлами):
  • Подача ходатайств в ИНТЕРПОЛ о предоставлении информации в отношении заявителя
  • Подача ходатайств в ИНТЕРПОЛ об исправлении и удалении данных, в том числе снятие с международного розыска с отменой карт международного розыска, в частности красной, голубой и желтой карт, и диффюжн
  • Подача ходатайств в ИНТЕРПОЛ о временном приостановлении действия карты международного розыска и диффюжн
  • Подача заявлений в ИНТЕРПОЛ о пересмотре принятых решений Комиссией об отказе в исправлении или удалении информации.

Адвокатcкая компания Егора Бойченко имеет успешные дела по снятию с международного розыска заявителей путем подачи ходатайств об удалении данных и недопущению внесения информации о заявителях в базу ИНТЕРПОЛ путем подачи превентивных ходатайств против стран Восточной Европы (в частности, Россия и Украина) и стран Латинской Америки (Перу).

Ссылка на основную публикацию