Новый ЗУ «О предотвращении и противодействии отмыванию доходов»: теперь все гораздо серьезнее

02 Июн 2020

Новый Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» предусматривает много изменений.

Осведомленность о них поможет избежать многих недоразумений, наладить и вести деловые отношения с бизнес-партнерами, клиентами в рамках правового поля. Незнание нововведений грозит существенными мерами воздействия.

Стоит ли рисковать, оставаясь в неведении?

О чем идет речь?

О новом подходе по принятию мер финансового наблюдения субъектами мониторинга, перечень которых существенно расширен, для обоснованного принятия соответствующих мер реагирования.

Стратегическая цель — противодействие совершению финансовых операций с доходами, полученными преступным путем.

Выполнение обозначенных задач возложено на субъектов первичного финансового мониторинга (основная нагрузка ложится именно на них) и государственного финансового мониторинга.

Кого это касается?

Всех, кто обеспечивает проведение финансовых операций (в предусмотренных Законом случаях): юридических и физических лиц, частных предпринимателей, государственных органов и органов местного самоуправления. Отныне действия с активами участников финансовых операций будут находиться под пристальным вниманием государственных структур!

Какие основные нововведения?

Указанным Законом разработан новый порядок осуществления финансового мониторинга, который включает:

  • расширенный перечень случаев, подпадающих под финансовый мониторинг;
  • большее количество субъектов такого мониторинга, по сравнению с их перечнем в предыдущем законе о противодействии по отмыванию средств, а также увеличен объем их обязанностей;
  • повышенную ответственность в случае нарушения законодательства и так далее.

Предусмотрены ли санкции (меры воздействия) за невыполнение Закона?

Да, и довольно существенные, начиная с письменного предостережения, аннулирования лицензии, заканчивая штрафом в размере до 100 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Юридические лица, осуществлявшие финансовые операции по отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут быть даже ликвидированы по соответствующему решению суда.

Законом урегулирован и этот вопрос. Однако есть нюансы относительно перечня субъектов, которые обязаны предоставлять определенную информацию, полученную при проведении финансового мониторинга, а также относительно того, какие органы имеют право получать такие данные по решению суда, а какие — без него.

Важных изменений много. И о них стоит знать!

  • Получите бесплатно полный финмониторинг Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» оставив заявку ниже.
  • Проанализировали новый закон: Александр Строкань, партнер фирмы и адвокаты практики разрешения споров.
  • Источник Юридическая практика

Клиентам не отдадут деньги или принудительно закроют счет. Как работают новые правила НБУ

Денис Вергун, UBR.ua.

Банку не разрешат закрыть счет по требованию клиента, если деньги заморожены в соответствии с требованием финмона.

В сентябре заработали новые правила обращения банков с клиентскими счетами. Они регулируют ряд вопросов, связанных с открытием, закрытием счетов и депозитов. Теперь клиент далеко не всегда сможет свободно обращаться со своими «кровными».

  • Хотя и для вкладчиков в новых правилах прописали ряд положительных моментов.
  • Соответствующее постановление НБУ, в основном, вводит правки к режиму счетов в рамках принятого нового закона о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  • Если рассматривать нормы постановления, то для рынка появилась возможность:
  • удаленного установления деловых отношений между банком и клиентом. Эти нормы банки будут внедрять с соблюдением требований финмониторинга, а именно процессов идентификации и верификации данных о клиенте. Механизм удаленной идентификации позволяет человеку подтвердить свою личность без физического контакта с сотрудником банка;
  • после прохождения идентификации можно будет открыть счет, получить виртуальную и заказать физическую банковскую карту, воспользоваться банковскими услугами онлайн, теми которые банки Украины уже могут предложить;
  • для физлиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, теперь не предусмотрено обязательное предоставление копий документов, подтверждающих взятие его на учет соответствующим контролирующим органом. Эту процедуру банк будет осуществлять самостоятельно. Клиентам не надо будет постоянно обновлять свои данные;
  • новации разрешают физлицам заключать договора и подписывать их цифровой собственноручной подписью и т.д.

Все эти меры направлены на совершенствование предоставления услуг клиентам – открытие счетов, переводы, заключение сделок по выдаче кредитов и привлечение депозитов и т.п. О новых услугах в режиме онлайн можно будет узнать из рекламы на сайтах банков.

Проверят ли деньги более скрупулезно

  1. Что касается проверки происхождения денег, то эта норма не новая, она была на контроле банков и прошлом законе о финансовом мониторинге.

  2. Внесенные изменения по большей части являются техническими, направленными на приведение нормативно-правовых актов НБУ, регулирующих открытие, закрытие и использование счетов в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

     

  3. Поэтому банкиры не ожидают каких-либо серьезных новшеств в плане контроля за происхождением денег клиентов после принятия нового постановления.

     

«Вопрос выяснения происхождения средств клиента определен законодательством по вопросам финансового мониторинга, и банки давно это делают достаточно скрупулезно. Поэтому и тут вряд ли стоит ожидать каких-то изменений», – отметил в разговоре с UBR.ua начальник юридического управления Банка Кредит Днепр Александр Ярецкий.

В то же время банк вправе потребовать от клиента источник происхождения средств, если у финучреждения недостаточно информации о клиенте или его хозяйственной деятельности.

«Это составляющие целого ряда процедур, которые предусмотрены для выполнения основного задания финансового мониторинга – противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», – заметила в беседе с UBR.ua исполнительный директор Национальной ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

Можно ли дистанционно открыть/закрыть счет или депозит

В теории – это возможно, говорят банкиры. Последними изменениями в законодательстве, в том числе и нормативно-правовыми актами НБУ, предпринята попытка сделать доступной открытие счетов и депозитов дистанционно.

  • Но вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время такая услуга станет массовой, пока не будет наработана соответствующая правоприменительная практика, в том числе и судебная.
  • «Проблема может быть в том, что Верховный суд неоднократно принимал решения, смысл которых в том, что, чтобы перейти на электронную форму документов, стороны должны для этого сперва договориться в обычной «бумажной» форме», – заметил Александр Ярецкий.
  • Нормативные документы Нацбанка прописывают только правила для открытия счетов, при этом большое внимание регулятор уделяет именно условиям договора между клиентом и банком о форматах предоставления услуги (какой пакет услуг и как он будет работать).

«Это важно, поскольку и банк, и клиент должны обговорить приемлемые форматы обмена информацией. Вы же сами видите, как широко сейчас используются телефоны и другие устройства для расчетов в сети магазинов, транспорте, сфере услуг», – подметила нам Елена Коробкова.

Депозиты и кредиты – следующий большой шаг, и прежде всего это решение самого банка, как он сможет реализовать работу такого сервиса. Любые новации требуют вложений в разработку и поддержание в рабочем состоянии сервисов, насколько это будет внедрено во всех банках – время покажет.

Какие услуги уже можно получить на расстоянии

  1. Банки Украины уже предоставляют услуги онлайн, и клиент сам может ознакомиться с их перечнем зайдя на сайты некоторых банков, например, «Ок, Альфа», «Приват 24 для бизнеса», ПУМБ, ТАС.

  2. Сервисы банков позволяют удаленно управлять счетом, совершать бюджетные и другие платежи, получать необходимые для бизнеса справки.

  3. В то же время дополнительные финансовые сервисы (возможность разместить депозит и взять кредит) понемногу, со временем, будут внедряться в работу банков.

«Банки уже предлагают предпринимателям оформить депозит и взять кредит, не посещая отделение (подобные предложения есть на сайте ТАСкомбанка, Приватбанка). К этаким банкам также присоединился и Ощадбанк, который реализовал новый сервис «Депозиты» в веб- и моб-банкинге «Ощад 24/7», – говорит Елена Коробкова.

Всю информацию по необходимым действиям для оформления онлайн-услуги можно получить на сайтах соответствующих банков.

Когда банк закроет клиенту счет без его ведома

Банк может принять решение о закрытии счета клиента на основании решения о прекращении деловых отношений с ним.

Такое решение банк может принять с использованием риск-ориентированного подхода, оценив риски обслуживания клиента с точки зрения финансового мониторинга – когда банк не может оценить происхождение средств клиента, убедиться в их законности происхождения и т.п.

  • Но нельзя говорить, что клиент об этом не узнает или лишится при этом своих средств, говорят банкиры.
  • «При прекращении деловых отношений и закрытии счета средства со счета могут быть выплачены клиенту через кассу банка или переведены на счет клиента, открытый в другом банке», – говорит Александр Ярецкий.
  • Помимо этого, НБУ запретил банкам закрывать текущие счета клиентов, если денежные средства, находящиеся на счету клиента, заморожены в соответствии с законодательством по вопросам финмониторинга.
  • «Это значит невозможность для клиента распоряжаться такими замороженными средствами до окончания процедуры их блокирования», – добавил Александр Ярецкий.

Когда в закрытии счета откажут

  1. Банкам запретили принимать заявление клиента на закрытие счета, если счет находится в режиме «заморозки».
  2. Счет не закроют, если у банка есть подозрение что клиент или его операция связаны с террористической деятельностью, или если клиент находится в санкционных списках.

  3. Для таких случаев есть четкая система остановки операции, передачи информации о клиенте или операции в соответствующие регулятивные органы, которые осуществляют надзор за соблюдением Украиной норм и правил закона о предотвращении и противодействии отмыванию доходов.

«Мы должны помнить, что Украина входит в ассоциацию стран, которые присоединились к проведению совместных мер по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И меры, которые сейчас внедряет Украина, работают уже не один год во многих развитых странах.

Главная задача – не остановка бизнеса, а выявление незаконных операций», – подытожила Елена Коробкова.

Банки стали подозревать в легализации преступных доходов даже совсем новые компании. Что делать? | Юрком-Консалтинг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банки стали подозревать в легализации преступных доходов даже совсем новые компании. Что делать?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

«Конечно, менять федеральное законодательство, как и правоприменительную практику, – задача непростая. Хотя мне кажется, что создание рабочей группы (предложение Бориса Титова. – Прим. ред.

) – это поиск как раз быстрого решения по регулированию взаимоотношений. При этом инструкции Центробанка при наличии политической воли и достаточной аргументации можно изменить быстрее.

  • Сейчас эта аргументация готовится на федеральном уровне», – высказала надежду на изменение ситуации Елена Артюх.
  • Несмотря на отсутствие официальных жалоб, представители бизнеса Свердловской области рассказывают, что стабильно сталкиваются с ограничениями в банках, «якобы связанными с противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Так, по словам одного из индивидуальных предпринимателей, обратившегося в редакцию, он столкнулся с блокировкой счета в Сбербанке, после того как попытался приобрести автомобиль.
  • «В банке заявили, что операция якобы непрофильная и сомнительная, в итоге средства, необходимые для ведения бизнеса, зависли», – рассказал собеседник издания.
  • По словам источников, при этом создается абсурдная ситуация, когда бизнесмен не может «перевести средства в другое кредитное учреждение, поскольку банки отказывают в обслуживании, на основе «ранее по надуманным причинам выявленных сомнительных операций».

Не помогают, как рассказывают ИП, и обращения в суды: «во-первых, судьи в большинстве случаев становятся на сторону банкиров, а если предпринимателю и удается доказать свою правоту, кредитные учреждения уходят в апелляции, максимально затягивая разморозку жизненно необходимых для бизнеса средств». В Уральском банке Сбербанка России, в который издание обратилось за разъяснением ситуации, заявили, что счета клиентов не блокируются, а анализ операций клиентов производится в соответствии с установками Центробанка.

«Банк не блокирует счета клиентов, но может ограничить дистанционное обслуживание счета или отказать в совершении операции, если экономический смысл неясен. Банки обязаны проводить анализ операций, совершаемых клиентами, по критериям, которые устанавливаются Банком России.

«Я могу констатировать, что за последнее время подходы к вопросам противодействия отмыванию доходов сильно ужесточились. Это прямое следствие политики ЦБ, потому что за любыми даже техническими ошибками следует очень жесткое наказание.

В целом Банк России демонстрирует всем, что это очень серьезная тема и к ней надо относиться со всем пиететом. В банках ситуация простая: никто не хочет лишиться лицензии за якобы сомнительные операции. Фактически малый бизнес выдавливается с рынка. Причем банки в связи с требованиями регулятора собственными руками убивают свою клиентскую базу.

Что вы хотите, если у нас, по официальным оценкам, треть экономики находится в серой зоне, а все остальное – это бюджетные потоки, обсуживающиеся в госбанках. Тем не менее полная потеря клиентской базы, надеюсь, дело далекое. А вот отзыв лицензии или многомиллионные штрафы происходят здесь и сейчас.

  1. Чтобы понять, что такое легализация доходов, следует рассмотреть принцип классической схемы отмывания доходов. Он включает несколько этапов:
  2. – получение денег незаконным способом;
  3. – внедрение полученных средств в финансовую систему;
  4. – перемещение денег от источника прибыли третьим лицам;

– вывод наличных денежных средств законным способом. Чаще всего путем открытия новой компании или совершения крупной покупки.

Что такое отмывание денег через подставные фирмы? Данный способ позволяет использовать в процессе отмывания денег организацию, которая была открыта с этой целью. Вероятнее всего, после окончания данной операции компания будет закрыта. Однако через ее счет пройдет определенная сумма средств. Отследить данные махинации очень сложно, особенно если работа велась с небольшими суммами.

Часто мошенники используют при легализации денег компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, где не распространяются требования российского законодательства. Это удобный способ вывести финансы за границу, после чего использовать их по своему усмотрению.

Самый простой и часто использующийся способ легализации средств – выставление фальшивых счетов. В современном мире ежеминутно происходит большое количество финансовых операций, и контролирующие органы просто не в состоянии обработать все поступающие запросы.

Авторы законопроекта предлагают ввести для всех налоговых резидентов, владельцев зарубежных счетов норму — сообщать налоговикам не только об открытии счета и изменении его реквизитов, но и о движении денег на начало года. При этом если они не отчитаются по операциям, то налоговики потребуют приостановления счетов.

Данные меры способствуют не только сохранению репутации банка как добросовестного учреждения, но и являются необходимым условием его безопасного функционирования.

Задача борьбы с терроризмом не сводится исключительно к выявлению и пресечению отдельных террористических преступлений, а формулируется гораздо шире — пресечь саму террористическую деятельность. Одной из важнейших проблем, стоящей перед органами, борющимися с терроризмом, является ликвидация финансовых потоков, направляемых на поддержку террористических организаций.

Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств.

А теперь, чтобы разобраться во всех тонкостях данного вопроса, давайте вернемся к началу этой истории.

В основе деятельности финансовых разведчиков лежит принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов.

Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. Постановление Пленума 2015 г.

, как представляется, более удачно толкует термин “финансовые операции” и, что важно, отделяет такие операции от сделок.

Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав »приостановить его на этом сайте». У нас только Яндекс реклама…

Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Термин «отмывание» (денег, имущества) в США стали употреблять для обозначения действий, связанных с вводом в легальный оборот денежных средств (как правило, металлической монеты), полученных в результате незаконного оборота алкогольных напитков. Бутлегеры использовали в этих целях стиральные машины-автоматы, установленные в прачечных, которые нужно было заправлять монетами разного достоинства.

Статьи 174 и 174.1 УК РФ в их нынешней редакции при содержавшемся в Постановлении Пленума 2004 г. толковании не охватывали множество способов отмывания, приведенных в указанных Конвенциях.

Термин «отмывание» (денег, имущества) в США стали употреблять для обозначения действий, связанных с вводом в легальный оборот денежных средств (как правило, металлической монеты), полученных в результате незаконного оборота алкогольных напитков. Бутлегеры использовали в этих целях стиральные машины-автоматы, установленные в прачечных, которые нужно было заправлять монетами разного достоинства.

Сложности определения данного признака связаны в том числе с заимствованной природой концепции отмывания. Являясь членом Страсбургской конвенции и следуя международным тенденциям в борьбе с отмыванием и терроризмом, Россия придерживается общего понимания данного явления.

Службы финансовых мониторингов начали звонить клиентам банков и требовать объяснений по финансовым операциям на сумму в 1 тыс. руб., пишет газета «Известия». Статья основана на рассказах трех человек, клиентов Бинбанка, Сбербанка и Тинькофф Банка. Все трое — жители Москвы.

Но у них нет никаких рычагов влияния на криминальных клиентов», — говорит Тосунян. Пока расторгнуть договор с владельцем счета банк вправе только в двух случаях — либо через суд, либо при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. С введением новой нормы такие полномочия появятся у самих банкиров.

На стадии интеграции (integration) преступники пытаются трансформировать денежные доходы, полученные от противозаконной деятельности, в средства, имеющие внешне легальное происхождение (деньги обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и др.).

  • При разработке правил внутреннего контроля банку следует учесть, что одним из признаков подозрительной деятельности могут служить характерные особенности личности и поведения клиента.
  • Проблема легализации доходов, полученных незаконным путем в России, актуализировалась столь же стремительно, как и российская организованная преступность, которая за последние десять лет по значимости и по масштабам сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции.
  • Для понимания сущности процесса легализации и его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания «грязных» денег, сформировавшееся в международной практике, в международном уголовном праве и в российской теории уголовного права.

В случае попадания в «чёрный список» открыть счета в других банках с большой вероятностью будет невозможно. Но банки смогут сами принимать решение по поводу клиентов из «чёрного списка». Для добросовестных предпринимателей всё же остаётся надежда. Потребуется запастись доказательствами своей добросовестности.

Тема противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, приобрела актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций, проникающих в легальную экономику нашей страны. Однако тенденция увеличения доли преступного капитала в экономике актуальна не только для России.

Указанные лица обвинялись в легализации денежных средств путем совершения финансовых операций: А. и В., исполняя указания Ф., через отделение Сбербанка России в Чувашии путем “блицпереводов” от имени других лиц дважды перечислили на имя Ф. в отделение Сбербанка в г. Казани деньги в сумме 9700 и 4400 руб., полученные от реализации наркотических средств.

​«Антиотмывочный» закон пора исправлять

В интернете периодически появляются объявления о возможности «легкого» заработка без вложений.

Оказывается, что для получения дохода достаточно принять на свою банковскую карту определенную сумму, обналичить ее в банкомате, а затем передать деньги заказчику.

В качестве оплаты за оказанную услугу заказчик оставит вам часть обналиченных денег. Иногда вознаграждение может быть чисто символическим. Иногда в качестве комиссионных предлагаются очень серьезные суммы.

Как вы, наверное, уже догадались, здесь идет речь о соучастии в схеме незаконного «обнала» и отмывания денег. От подобного легкого заработка нужно однозначно отказаться.

Что будет, если вы станете обналичивать со своей карты переводы и передавать деньги другим людям? Ваш заказчик, который, скорее всего, не в ладах с законом, сможет остаться в тени.

Вы же рискуете тем, что банк заблокирует вашу карту. Вами могут заинтересоваться сотрудники полиции (или ФСБ).

А иногда связи с криминальным миром заканчиваются трагически (по той причине, что «он слишком много знал»).

Вполне возможно, что незаконные операциями с наличными деньгами присутствуют тогда, когда у вас отказываются принимать к оплате пластиковую карту (с кэшбэком 5%), например, в ресторане.

Аргументы официантов в таких случаях могут быть самыми разными («нет связи с банком», «сломался терминал» и т. д.). Сотрудники кафе могут даже предложить вам оплатить счет наличными за хорошую скидку (около 10%).

Рассказов в интернете о скидках при оплате наличными становится в последнее время все больше.

Почему это происходит? В мире господства безналичных платежей людям, совершающим незаконные операции, получать на руки большой объем наличных становится все труднее. В этой ситуации в качестве агрегаторов «налички» используются розничные торговые точки (чаще всего — заведения общественного питания).

Торговые операции, оплаченные наличными, через бухгалтерию продавцы не проводят. Собираемую с клиентов «наличку» руководители ресторанов затем продают криминальным элементам или теневым бизнесменам.

Наличные банковские купюры заинтересованные лица оплачивают безналичным способом (например, переводят кафе деньги за несуществующие банкеты).

Стоимость «кэша» на теневом рынке доходит до десяти и более процентов от его номинала.

Конечно, нет ничего незаконного в том, чтобы оплатить счет в кафе наличными с хорошей скидкой (а вот потерять кэшбэк и не получить скидку — жалко). Однако все-таки неприятно сознавать, что заведение, в котором вы сейчас едите, может быть связано с миром криминала.

Работу банковской системы в России регулирует Центральный банк (ЦБ РФ). Он устанавливает правила, по которым банки должны проверять клиентов. В методических рекомендациях от 21 июля 2017 № 18-МР и № 19-МР ЦБ поясняет, как выявить недобросовестных клиентов, и какие транзакции можно признать сомнительными. Банки придерживаются инструкций Центробанка, чтобы не потерять лицензию.

Проверкой операций занимается особое подразделение банка — финмониторинг. Если он усомнится в добросовестности клиента, банк может временно приостановить обслуживание или расторгнуть договор, а затем поместить организацию в список неблагонадежных.

Банки предпочитают работать только с добросовестными клиентами. Долговременное сотрудничество принесет кредитной организации больше прибыли, чем комиссия за вывод денежных средств с замороженного счета клиента.

Совет 1. Не принимайте участие в противозаконных схемах. Банкам не нравится, когда их обманывают.

Совет 2. Сохраняйте все документы по сделкам. Банк может потребовать документы для подтверждения сделки и хорошо, если вы сможете их предоставить.

Совет 3. Изучите рекомендации ЦБ. В них описаны 10 параметров, по которым вашу организацию могут признать сомнительной:

  1. со счета снимается больше 30% от оборота по счету за неделю;
  2. не перечисляются налоги в бюджет или показатель налоговой нагрузки организации менее 0,9 % от оборота;
  3. на счет пришли деньги от контрагента, который одновременно перечисляет деньги на счета других клиентов той же кредитной организации;
  4. снимаются деньги с нескольких бизнес-карт, а других транзакций почти нет;
  5. зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума;
  6. с счета не перечисляется зарплата, страховые взносы и НДФЛ;
  7. при значительных объемах операций на счете часто не остается средств;
  8. назначения платежей по счету не соответствуют деятельности организации;
  9. большинство поступлений на счет никак не связаны со списанием (средства поступают за стройматериалы, а списываются за доставку цветов);
  10. со счета не платится аренда, не покупаются канцтовары и прочее — то есть нет платежей, которые подтверждают реальное существование организации.

Совет 4. Подавайте в банк сведения обо всех важных переменах в вашей организации: смене ОКВЭД, новом юридическом адресе фирмы и прочих изменениях.

Совет 5. В платежках указывайте полную информацию. Раскройте назначение платежа, номера договоров, виды услуг. Избегайте абстрактных формулировок «информационные услуги за октябрь». Назначение платежей должно совпадать с деятельностью вашей фирмы. Если вы оказываете услуги по ремонту автомобилей, а контрагент платит вам за поставку овощей — такая транзакция вызовет подозрения банка.

Прежде не существовало какого-либо механизма реабилитации клиентов, которые оказались в черном списке банка. Чтобы решить вопрос, ЦБ разработал рекомендации от 10.11.2017 № 29-МР. У кредитных организаций появилась возможность отменить предоставленную в Росфинмониторинг информацию об организациях, которые были занесены в список по причинам, не относящимся к отмыванию доходов.

Правовое регулирование ICO в Эстонии — Private Financial Services

Информация для лиц, вовлеченных в деятельность с виртуальной валютой и первичным размещением криптомонет (ICO). С оригинальной версией данного текста на эстонском языке можно ознакомится на сайте Финансовой Инспекции Эстонии https://www.fi.ee/index.php?id=22563

1. Я генерирую криптовалюту. Какие нормы применимы к данной деятельности?

Генерирование криптовалюты в качестве сферы деятельности не подпадают под наблюдение Финансовой инспекции Эстонии (EFSA). Тем не менее, мы предлагаем обратить внимание на налоговые вопросы.

Мы ссылаемся на публикации налогово-таможенного департамента Эстонии по вопросам налогообложения доходов, полученных в ходе деятельности с криптовалютой, с которой можно ознакомиться здесь.

Если у вас появятся какие-либо вопросы, свяжитесь, пожалуйста, напрямую с Налогово-таможенным департаментом Эстонии.

2. Я хотел бы представлять услуги виртуального обмена валюты или услуги криптовалютного кошелька. Какие разрешения я должен получить?

Покупка и продажа виртуальной валюты может стать целью борьбы с отмыванием денег.

Поэтому, следует обратить внимание на § 70 (1) 4) и 5) и § 71 Законодательства о предотвращении и противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (MLTFPA), в которых указано, что для того, чтобы предложить услуги по обмену виртуальной валюты на фиатную валюту и услуги кошелька виртуальной валюты, следует получить соответствующее разрешение от Бюро данных по отмыванию денег.Бюро данных по отмыванию денег рассматривает заявление на получение разрешения в течение 30 рабочих дней, не позже, с момента подачи заявления. Никакие услуги не должны быть предоставлены до выдачи разрешения.  Основываясь на «Законе о предупреждении отмывания денег и финансирования терроризма», обязательное разрешение не предусматривается в следующих случаях: лицо, получившее разрешение от Финансовой Инспекции; лицо, которое обязано подать заявление на получение разрешения от Финансовой Инспекции в соответствии с любым другим законодательством; лицо, получившее разрешение финансовой инспекции страны, входящей в экономическую зону ЕС, которое позволяет осуществлять деятельность посредством  филиала в ЭР или международными предприятиями и если Финансовая Инспекция осведомлена о такой деятельности; или лицо, предлагающее свои услуги, указанные в § 70 (1) в «Законе о предупреждении отмывания денег и финансирования терроризма».

3. Я хотел бы организовать (публичное) размещение токенов (ICO). Какие нормы применимы к данной процедуре? Каково правовое регулирование ICO? 

Первый шаг заключается в изучении прав, предоставленных токенам для определения того, являются ли они ценными бумагами или нет, как предусмотрено в § 2 Закона о рынке ценных бумаг.

Основываясь на результатах такого анализа, размещение токенов следует либо зарегистрировать в Финансовой Инспекции или нет.

Токены классифицируются как ценные бумаги, если, к примеру, их (вещное право, обязательство или контракт) можно передавать на основании, по крайней мере, одностороннего волеизъявления или, если они обеспечивают право голоса или принятия решения эмитента или дают инвестору определенную ожидаемую прибыль в отношении своих инвестиций (например, право на часть прибыли эмитента, регулярное движение наличных средств, или любое другое обязательство будущей прибыли), независимо от того, подлежат ли погашению привлеченные средства на дату погашения или нет никакой даты погашения (например, бессрочные облигации).

3.1 Денежное пожертвование

Сбор средств на развитие бизнес-проекта будет рассматриваться как денежное пожертвование только при условии, что это не приведет к (i) участию в эмитенте; или (II) к какому-либо обязательству по возврату денежных средств, процентов, дивидендов, или любого другого погашения, или движения денежных средств. Кроме того, в связи с таким пожертвованием, не возникают никакие права использования сервиса или продукта.

В документах, где приводится информация о сборе средств, следует четко указать на процесс пожертвования и что дарители действуют в духе доброй воли и сознательно отказываются от вклада. Более подробная информация о налогообложении пожертвований приведена на странице веб-сайта Налогово-таможенного департамента Эстонии.

3.2 Закон о рынке ценных бумаг (SMA) и обязательство к подготовке проспекта

При условии, что применимы положения СМА, регулирующие размещение ценных бумаг и оказание услуг по инвестированию в случае размещения токенов в качестве ценных бумаг согласно ICO. Поэтому важно определить, является ли это публичным размещением ценных бумаг в соответствии с § 12 (2) SMA. Размещение ценных бумаг не будет считаться публичным, если:

  • предложение ценных бумаг адресовано исключительно инвесторам, соответствующим требованиям;
  • ценные бумаги предложены лицам в количестве менее 150 человек каждого государства-участника, не считая квалифицированных инвесторов;
  • ценные бумаги были предложены инвесторам, которые приобрели ценные бумаги на общую сумму не менее 100 000 евро на одного инвестора, в рамках каждого отдельного предложения;
  • ценные бумаги размещены при номинальной стоимости или балансовой стоимости не менее 100 000 евро;
  • ценные бумаги размещены при общей стоимостью менее 2,500,000 евро для каждого государства-участника, в общей сложности рассчитанные на один год размещения ценных бумаг

Если ни одно из вышеперечисленных условий неприменимо, то предложение считается публичной офертой, и в этом случае необходимо подготовить проспект предложения и зарегистрировать его в Финансовой Инспекции.

В соответствии с § 17 (4) и (4 верхних индекса 1) SMA, в случае предложения с общей стоимостью менее 5 000 000 евро, проспект следует подготовить в соответствии с Регламентом о проспекте № 809/2004/EC Европейского Союза (Регламент о проспекте) или положением, установленным министром, ответственный за эту область. В случае публичной оферты бумаг с общей стоимостью более 5 000 000 евро, проспект ценных бумаг следует подготовить в соответствии с указанным Регламентом о проспекте.

Весь список проспектов следует подготовить в соответствии с Регламентом о проспекте. Уровень детализации проспекта зависит от квалификации размещаемых ценных бумаг.

Регламент о проспекте предусматривает несколько иные требования, например, для публичного размещения ценных бумаг и облигаций.

В настоящее время законодательство Эстонии не предусматривает исключения (или другие специальные положения, регулирующие ICO) от существующего положения о рынке ценных бумаг.

Тем не менее, Регламент о проспекте предоставляет некоторые исключения для начинающих компаний при подготовке проспекта ценных бумаг. К таким компаниям относятся предприятия, осуществляющие деятельность в течение менее трех лет. Внедрение минимума данной информации, указанной в Статье 23 Регламента о проспекте.

Более подробные сведения приведены в документе «Доработка рекомендаций Комитета европейских регуляторов рынков ценных бумаг Европейским управлением по надзору за рынком ценных бумаг». Последовательное внедрение Регламента Комиссии (ЕС) № 809/2004 по исполнению Директивы ЕС о проспектах (от 20 марта 2013 г.

) и Вопросы и ответы Европейского управлением по надзору за рынком ценных бумаг относительно подготовки проспектов (октябрь 2017 г.).

Решение эмитента о регистрации проспекта ценных бумаг, не имеющего никаких ценных бумаг, допущенного к торгам на регулируемом рынке, или эмитента, который ранее не размещал публично ценные бумаги, должно быть принято не позднее чем в течение 20 рабочих дней с даты представления проспекта ценных бумаг в соответствии с законодательством. Общая продолжительность процедуры регистрации проспекта ценных бумаг зависит от различных факторов. Как правило, процедура может занять от 3 до 6 месяцев, в зависимости от исходного качества проспекта, необходимости внесения в него изменений и скорости отражения в них необходимых поправок.
См. также Раздел 4.

3.3 (CIA) Закон о кредитных учреждениях

Организация размещающая токены, может зависеть от CIA и требований кредитного учреждения, в соответствии с регуляциями. Это применимо в случае, если фирмы на регулярной основе предоставляет ссуды от своего лица и за свой счет, и если финансирование такой деятельности достигается за счет Айсио путем привлечения возвратных средств людей.

Такой вид бизнеса может быть классифицирован как банковская деятельность или же деятельность кредитного учреждения, для которой требуется разрешение на уровне Финансовой Инспекции.

Недавно ведомство указала в своем опубликованном меморандуме «Поле деятельности кредитных учреждений», что, при определенных обстоятельствах, привлечение возвратных средств граждан может быть трактовано как размещение ценных бумаг.

3.4 (IFA) Закон об инвестиционных фондах

Что сделано для получения очередного транша — Украина отчиталась перед ЕС

1 марта 201907:15

Вице-президент Европейской Комиссии Валдис Домбровскис обсудил с главой украинского Минфина Оксаной Маркаровой условия реализации 4-й программы макрофинансовой помощи Европейского Союза.

Как уточняет «Интерфакс-Украина», в ходе встречи Оксана Маркарова отчиталась в том, что украинское правительство на сегодня выполнило более половины обязательств, необходимых для предоставления Украине второго транша в размере 500 млн евро. А еще 5 из 12 предусмотренных программой условий находятся на разных этапах выполнения.

По словам министра, уже в ближайшие дни будут объявлены результаты отбора судей Высшего антикоррупционного суда Украины.

Кроме того, по требованию ЕС Верховная Рада 28 февраля ратифицировала Многостороннюю конвенцию по выполнению мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении.

Она призвана противодействовать «размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения». Также парламентом был принят в первом чтении законопроект о введении института уполномоченного экономического оператора.

«Теперь наша задача — сделать все возможное, чтобы уже в ближайшие недели Верховная Рада приняла законопроект о предотвращении и противодействии отмыванию доходов, который является одним из центральных обязательств Украины перед ЕС, и ввела институт уполномоченного экономического оператора», — заявила министр.

Сообщается, что вице-президент Европейской Комиссии поддержал усилия украинского правительства в реализации реформ и выполнении обязательств по программе макрофинансовой поддержки.

«Мы понимаем важность получения Украиной следующего транша ЕС, особенно учитывая высокий уровень долговой нагрузки и выплат по внешним обязательствам, которые должны быть осуществлены Украиной в ближайшее время. Поэтому важно обеспечить принятие парламентом законопроектов, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных программой, в частности об авторизованном экономическом операторе и противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем», — отметил Валдис Домбровскис.

Вместе с тем он отметил прогресс в большинстве направлений.

«Как только Украина выполнит взятые на себя обязательства, готовы двигаться дальше в поддержке ее макрофинансовой стабильности и реформ», — сказал представитель ЕС.

Следующий визит миссии Европейского Союза по оценке выполнения 4-й программы макрофинансовой помощи ЕС запланирован на 13−15 марта 2019 года.

Как сообщало EADaily, в августе минувшего года Украина согласовала с ЕС условия выделения 1 млрд евро макрофинансовой помощи. Она предназначена для покрытия финансовых потребностей страны и поддержки экономической стабилизации и программы структурных реформ.

Ссылка на основную публикацию