Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Судебная реформа – это совокупность всех изменений в законодательстве страны , которые имеют целью совершенствование судебной системы Украины в целом. Свое начало реформирования законодательства в 2014 году, после Революции Достоинства и Внеочередных выборов Президента страны. Процесс начался с принятием Закона Украины «О судебной реформе в 2020 году».

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Судебная реформа

Судебная реформа в Украине в 2020 году нужна для того, чтобы изменить систему правосудия на манер европейской. Чтобы достичь главной цели (на данном этапе – это соблюдение верховенства права), нужно изменить такие составляющие судебной системы: человек, институты, законы.

Изменения в законодательной базе — это первый шаг в начале реформы. Большого количества норм, которые необходимы для реформирования, не было в правовом секторе нашего государства, а остальные нормы требовали кардинальных изменений . Этот шаг позволяет решить проблемы, с которыми столкнулась судебная ветвь страны.

После принятия нужных законов и постановлений становится открытым следующий шаг реформирования – изменение судебных институтов. Судебные институты-это заведения, в которых происходят судебные действия, где работают судьи, прокуроры и адвокаты.

Именно от профессионализма и высоко квалифицированности таких людей зависит, каким будет ответ на вопрос, будет ли реформа успешная.

Успешность реформирования судебной системы зависит от того, какие люди реагируют на изменения в Конституции Украины и используют их. Поэтому до конца 2020 года продолжится набор новых представителей судебной деятельности, что продолжит процесс реорганизации судов.

Об обеспечении права на справедливый суд

После принятия Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» удалось полностью изменить судебную систему и предоставить всем гражданам Украины права равенства перед законом, которое не даст сомневаться в прозрачности судебной власти.

Каждое судебное учреждение имеет свои функции, которые четко определены законодательством Украины. Верховный Суд занимает ведущее место среди судебных органов. Его формирование закончилось 15 декабря 2017 года. Из большого количества судей при отборе осталось лишь 118. Отбором был прозрачный конкурс. В Украине такая практика впервые.

В 2019 году конкурс проводился снова, что пополнило коллектив Верховного суда на 78 человек.

Читайте так само:  Внеочередные выборы в Украине в 2020 году

Благодаря реформированию судебная система состоит из трех звеньев. Теперь она работает эффективнее, чем четырех звеньевая, которая была раньше.

Первое звено представлено местным судом. Здесь изучают дела и показания сторон, после чего принимают окончательное решение.

Если кто-то из сторон не согласен с этим решением, то дело переходит на рассмотрение на вторую (высшую) звено — в апелляционный суд.

Второе звено изучает дело, доказательства и проверяет законность, правильность и справедливость вердикт местного суда.

Если это решение не удовлетворяет стороны, то с этим делом обращаются к третьего звена судебной системы — кассационного суда. В Украине третье звено представлено Верховным Судом.

Его решение является окончательным и не может быть обжаловано никаким правовым институтом по крайней мере в Украине.

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Фактически до реформы действовало четвертое кассационное звено-высшие специализированные суды. Им присущи функции, похожие на функции Верховного Суда.

Изменения в судебной системе

Изменения в судебной системе предусматривают увеличению минимального количества судей в суде. Сейчас это число равно 9-12 судьям. Таким образом, будет проведена ликвидация судов, в которых будет не хватать кадров. Судебная система требует высококвалифицированные кадры.

Поэтому чтобы работать в суде, нужно пройти тестирование, которое выявит квалификацию претендента на должность. Это подтвердит высоко квалифицированность лица, стремящегося работать в судебных органах.

Каждый судья должен быть честным, компетентным в своих действиях и иметь ответственность перед высшим законодательством.

Каждый украинец имеет право на профессиональное консультирование и профессиональную помощь со стороны правовых институтов и представителей судебной сферы, не зависимо от социального статуса и финансовых возможностей. В свою очередь, адвокатура получила права, которые гарантируют лучшую защиту интересов своих клиентов.

На данный момент благодаря судебной реформе правовой процесс стал быстрее и четко сформулированным. Вновь принятые законы решают государственные проблемы, внедряют новые методы и механизмы в деятельности судебной практики.

Судебная система продолжает совершенствоваться. Происходит постоянное пополнение судебного штата, то есть людей, которые в силах изменить к лучшему правовую сферу в стране.

Читайте так само:  ФСВП в складі МВС в 2018-2019 році

Если две составляющие реформы (законодательная и институциональная) завершены еще в 2019 году, то кадровая еще продолжается, ведь свободными остаются должности, количество которых равна 2 000.

Уже начали свою работу и действуют несколько лет новые апелляционные и окружные суды. Впоследствии правительство планирует запустить в деятельность Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд.

Количество судов существенно снизилось: с 764 до 380. Это является положительным изменением, ведь это будет выступать в роли своеобразной гарантии, что будет означать постоянный свободный доступ граждан к правовой ветви страны. Конечно, это будет выгодно с финансовой точки зрения.

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности будет заниматься рассмотрением важных, сложных и запутанных дел для экономики государства. Положительным следствием будет увеличение инвестиционной привлекательности. Это будет способствовать развитию научных предприятий в Украине.

Высший антикоррупционный суд, согласно названию, будет предотвращать и минимизировать нарушения законодательства, связанных взяточничеством, злоупотреблением служебным положением, незаконным обогащения.

Гражданам Украины могут легко обратиться в этот судебный орган в случаях, когда замечены вышеуказанные преступления.

После недостаточно продолжительного промежутка времени дело будет рассмотрено, а преступник наказан.

Теперь в 2020 году не обязательно быть квалифицированным юристом или искать такого человека для решения своих проблем и платить ей огромную сумму средств, потому что вскоре, что указано в содержании судебной реформы в Украине в 2020 году, свою работу начнет онлайн-система услуг в судебной деятельности, или другими словами – электронный суд. Благодаря ему любой гражданин Украины, независимо от местонахождения на определенный момент, сможет следить за состоянием своего дела через глобальную сеть, получать необходимые документы сразу на мобильный гаджет.

Электронный суд

Автоматизация дойдет и до судебной деятельности. Таким образом, электронный суд появится во всех судебных учреждениях. Положительные изменения упростят процесс проведения судебных процедур и операций, а также уменьшит использован время потерпевшим лицам.

Электронный суд поможет:

  • следить за действиями своего правового защитника или иного судебного представителя в суде,
  • получать вызовы в суд в виде личных сообщений,
  • следить за состоянием дела,
  • получать решения и другие документы, необходимые для судебного процесса,
  • осуществлять платежи типа штрафов и судебных сборов.

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

В течение 2020 года принято решение о более качественной подготовке юристов и увеличение практических занятий во время обучения в университете. Также предложено не делить юридическую профессию на звенья, а ввести единую юридическую профессию.

Чтобы справедливость воцарилась, выдвинуты требования по одинаковой квалифицированности представителей судебной деятельности, участвующих в одном судебном процессе. Это обеспечит, во-первых, лучше обучение юристов, а, во-вторых, уверенность потерпевшего или осужденного за своего представителя.

Также такой способ уменьшит количество взяток и минимизирует робость граждан проиграть в суде.

Читайте так само:  Размер ЕСВ в 2020 году по новому

Официальным фактом является то, что реформа еще не будет завершено даже в следующем году. Результат есть, и они очень заметны.

Судебная система на долгое время избавилась от проблем, связанных с кадрами институтов.

На замену преступникам и взяточникам пришли адекватные и умные специалисты, которые не имели и не имеют проблем с законом, никогда не были пойманы на взятках или незаконных збагаченнях.

Судебная система в целом стала гораздо открытой, чем раньше. Теперь стало нормальным, что судья или руководство судебной ветви власти идет на контакт со средствами массовой информации. Журналисты уверенно могут задать вопрос как профессионального, так и личного характера, на что обязательно получат четкий и полный ответ.

Итак, судебная реформа в 2020 году еще будет продолжаться в стране, пока все судопроизводство и его деятельность кардинально не изменится. На данный момент мы уже можем увидеть существенные изменения, которые улучшили состояние правозащитного института. В дальнейшем новый парламент продолжит вносить изменения в старые законы и вводить новые.

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Важно сказать, что в вопросе механизма изменений кроется проблема любого нового президента, а наш новый президент пришел на пост лишь в прошлом году. Очень важную роль играет перенятие опыта европейский стран. Ведь их судебная система достоин образец для нашего государства.

Читайте также:  Чи можна визнати розірваний договір недійсним?

Суд при Зеленском станет инструментом

Реформа по требованию МВФ

25 февраля в ходе совещания с премьер-министром, спикером и главами парламентских комитетов глава государства заявил, что украинцы не слишком доверяют судам из-за их коррумпированности.

«Судебная система в том формате, в котором она сегодня существует, уже доказала свою непригодность. Украинцы не доверяют судам, эта институция является слишком коррумпированной и слишком шаткой.

Мы должны это изменить, потому что именно изменения в судебной системе являются залогом сильной Украины, где защищены права каждого гражданина.

Это также является шагом на пути евроинтеграции Украины», — сказал Зеленский.

Следует отметить, что проведение судебной реформы являлось одним из ключевых требований МВФ, прописанных в меморандуме прошлого года.

Украинский суд отказался восстановить дело против БайденаОчередные изменения в сфере судоустройства в Украине

«Мы обеспечим, чтобы процессы отбора судей и дисциплинарные механизмы (в том числе для Верховного суда) контролировались лицами с высокой компетентностью, надежностью и порядочностью. Мы планируем внесение поправок в Закон о Высшем совете юстиции) для усиления процесса отбора, обеспечивающего безупречную репутацию и честность его членов», — говорилось в документе.

Позже это обязательство повторено и в документах, подписанных Украиной с Европейским cоюзом и ратифицированных Верховной Радой.

Суть «реформы» — усиление контроля над судебной системой со стороны «западных партнеров» Украины. Так, перед назначением членов Высшего совета правосудия (ВСП), ответственного за назначение судей, их должна была проверять комиссия по добропорядочности, в которую должны были войти международные эксперты.

Соответствующие нормы содержались в предыдущем документе, внесенном президентом Зеленским, но отклоненном Верховной Радой в ноябре прошлого года.

По нему отбор кандидатов в ВСП предлагалось передать комиссии, состоящей из шести человек: троих из числа судей или судей в отставке, предложенных Советом судей Украины, и троих из числа международных экспертов.

Такая формулировка не устраивала судей и представителей украинской элиты, привыкших самим влиять на судебную ветвь власти.

Проблемы судебной системы при Порошенко

Вообще «насиловать» судебную систему любили так или иначе все, кто находился у власти. Но особенно этот процесс набрал обороты после государственного переворота 2014 года. Тогда представители «патриотической» общественности требовали чуть ли не линчевать всех судей, которые выносили решения против активистов или составляли админпрокотолы в отношении участников «Автомайдана».

Национал-радикалы неоднократно угрожали судьям, врываясь в суды, и блокировали их работу. В 2014 году начались первые увольнения судей из-за страха за свою жизнь и здоровье, а в 2015-2016 годах произошел их массовый исход.

Украина потеряла более 3 тысяч высококвалифицированных судей, которых оказалось просто некем заменить, поскольку подготовка работника Фемиды занимает достаточно много времени.

Ситуация усугубилась вследствие судебной реформы, которая была проведена по инициативе Порошенко в октябре 2017 года. Тогда Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты».

Львовские суды остались без денег на почтовые маркиОчередные изменения в сфере судоустройства в Украине© РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк

В рамках реформы главенствующее положение в стране должен был занять Верховный суд, являющийся в судебной системе последней инстанцией. Также она предполагала значительное сокращение количества судов и, в свою очередь, увольнение судей: из свыше 240 районных судов было создано вполовину меньше окружных. Серьезно были урезаны штатные расписания в апелляционных судах: например, в Ровенском апелляционном суде прежние нормативы предполагали 30 служителей Фемиды, а после реформы уже 23.

Но самое главное состояло в том, что президент получал монопольный контроль над назначением судей. Их назначал Высший совет правосудия (ВСП), но президент должен был поставить свою подпись.

Казалось бы, формальность, но без нее ни один судья не смог бы приступить к исполнению своих обязанностей, что было использовано как инструмент давления на служителей Фемиды, склоняя их к принятию нужных Администрации президента решений. Порошенко просто затягивал подписание указов о пожизненном назначении судей, у которых заканчивался 5-летний срок полномочий.

Кроме этого, в случае сильного сопротивления судьи могли использоваться такие способы, как ликвидация суда без последующего перевода судей, организация митингов, блокирование суда подконтрольными власти радикалами.

В результате под видом реформы была сформирована ручная судейская вертикаль от Порошенко, а ряд судей были уволены за якобы профнепригодность, еще часть ушли в отставку под давлением «смотрящего» за судебной системой экс-заместителя главы Администрации президента Алексея Филатова либо из-за угроз расправы со стороны радикалов. Высший совет правосудия (ВСП) и Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) были сформированы из протеже судей, опасавшихся с позором потерять должность, а также ставленников политических элит.

Зе-команда не восстановила доверие к судам

Владимир Зеленский и партия «Слуга народа» шли с лозунгами перезагрузки этих органов и восстановления доверия к судебной вертикали.

Победив, осенью 2019 года президент Зеленский и новый парламент законом распустили предыдущий состав ВККС.

Но дальше дело не пошло, поскольку в начале прошлого года Конституционный суд признал неконституционными ряд положений «порошенковской» реформы.

Кроме того, слишком сильное давление стран «Большой семерки», настаивавшей на обновлении ВСП с учетом их пожеланий, наткнулось на саботаж групп влияния в Раде. Также немаловажным фактором, не способствующим продолжению судебной реформы, являлась война с Конституционным судом, затеянная гарантом Конституции.

Сейчас к вопросу вернулись, поскольку миссия МВФ не приняла решение о предоставлении кредита, а он — один из основных источников наполнения бюджета.

Кроме того, своеобразным триггером стала ситуация с посадкой одиозного националиста-убийцы Стерненко — протестующие в центре столицы его сторонники требовали «провести судебную реформу, набрав новых членов Высшего совета правосудия».

Более того, группа численностью около 20 народных депутатов от «Слуг» выпустила заявление в поддержку осужденного, где значилось следующее:

«Судебная реформа образца 2015-2019 годов не выполнила своих ключевых задач: в Украине так и не восстановлено общественное доверие к судам и их решениям. Поэтому закаленное войной и революциями гражданское общество нашего государства не может стоять в стороне и требует справедливости».

Опуская лирику про общество, отметим, что тут мы имеем типичный образец лицемерия, поскольку монобольшинство существует более полутора лет, что достаточно для наведения порядка с судами. Но этого не предвидится.

Суд приговорил радикала Стерненко к 7 годам лишения свободыОчередные изменения в сфере судоустройства в Украине

  • Что предусматривает законопроект Зеленского?
  • Новый законопроект, поданный Зеленским, содержит следующие нормы:
  • — количество судей в суде (кроме Верховного суда) определяет Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения, судебной нагрузки и в пределах расходов на судей;
  • — максимальное количество судей Верховного суда не должно превышать двухсот судей.
  • Определяется порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей:
  • — в состав Конкурсной комиссии по вопросам добропорядочности будут входить три человека из числа судей или судей в отставке, предложенных Советом судей Украины, и три человека, предложенных соответственно Советом прокуроров Украины, Советом адвокатов Украины, Национальной академией правовых наук Украины в лице президиума;— первый состав Конкурсной комиссии будет работать в течение года. Его сформируют из трех человек из числа судей или судей в отставке, предложенных Советом судей Украины, и трех человек из числа международных экспертов, предложенных международными организациями;— Комиссия будет проверять документы, поданные кандидатами на должность члена ВККС, и проводить отбор кандидатов, которые наиболее соответствуют критерию добропорядочности, далее проверку осуществит ВСП на соответствие критерию профессиональной компетентности;
  • — ВККС будет состоять из 16 человек, назначаемых Высшим советом правосудия по результатам конкурса сроком на четыре года.

Реформы в Украине — нужны ли они нам

Послы стран «Большой семерки» на недавней встрече с президентом Владимиром Зеленским подняли тему «домашнего задания» для Украины – реформ, без которых, по мнению западных партнеров, наша страна не сможет стать успешной, богатой и приблизиться к передовым государствам ЕС. Наши друзья уже не просто говорят о необходимых переменах, они их требуют. 

Эксперты, которые эти реформы изучают, считают, что изменения по проблемным секторам (а это в первую очередь судебная, антикоррупционная сферы, корпоративные реформы, а также улучшения в системе СБУ, НБУ и медицине) – необходимы.

Но не всегда и не во всех сферах предложенные именно Западом изменения идут на пользу стране.

Рядовой украинец, вспоминая реформы от Запада, сразу, скорее всего, вспомнит о миллионных зарплатах для членов набсоветов, а не о том, как, к примеру, постепенно оздоравливается судебная система. 

Впрочем, сейчас выхода нет – власть должна имплементировать реформы, иначе мы не получим новый транш от МВФ. Vesti.ua рассказывают о реформах, которые должна внедрить Украина и какие есть проблемы в этой области. 

Чего требуют от Украины 

В конце ноября МВФ выделил Украине новый транш кредита на 500 млн специальных прав заимствования (SDR) – это составляет около 700 млн долларов. Тогда же МВФ продлил срок действия программы Stand-By, которая заканчивается в декабре 2021 года, еще на шесть месяцев.

Деньги от МВФ мы в первую очередь получим для того, чтобы «продвинуться вперед в проведении важных структурных реформ для снижения основных факторов уязвимости». В МВФ уточнили, что ждут изменений с нетерпением – Украина обязалась: обеспечить независимость центрального банка, закончить антикоррупционную реформу, продвигать судебную и корпоративные реформы. 

Но чиновники МВФ – не единственные, кто напоминает Украине о приоритетных изменениях. Недавно временная поверенная США в Украине Кристина Квин на мероприятии, которое устроило НВ, подконтрольное Томашу Фиале, напомнила, что до конца 2022 года Украине необходимо сфокусироваться на трех реформах – судебной, антикоррупционной и корпоративной.

Именно за этими реформами внимательно следят на Западе, ведь Украина сама пообещала провести изменения в этих сферах еще в 2017-м, а после продолжала напоминать, что вот-вот, и новая система заработает. К примеру, по реформе судов, помимо договора с МВФ, президент Владимир Зеленский подписал отдельное соглашение с Джо Байденом в сентябре 2021 года.

При этом эксперты в вопросе реформ разделились во мнении. Одни говорят, что изменения в той форме, которую предлагает МВФ и другие западные институции, необходимы, потому что сами мы бы не дошли до внедрения иногда очень невыгодных для власти реформ, касающихся, например, прозрачного лоббизма. К тому же, они отмечают, что реформы на то и реформы, чтобы действовали медленно и постепенно. 

Читайте также:  Adoption in ukraine. actions and procedure

«Реформы – это всегда хорошо. По сути, мы делаем, чтобы и наша система внутренняя коммуцировалась с международной европейской системой. Это адаптация платформ. К тому же не стоит забывать, что реформа – это процесс. А такое принуждение от МВФ – это хорошо, потому что теперь мы просто не можем их не выполнить», – рассказал Vesti.ua политолог Дмитрий Фищенко

Впрочем, к реформам есть вопросы: начиная с того, почему изменения систем внутри страны расписываются и навязываются другими государствами, и заканчивая недееспособностью некоторых трансформаций прижиться в Украине.

К примеру, политолог Кость Бондаренко в комментарии Vesti.

ua говорит, что сейчас коллективный Запад выстраивает систему, по которой можно втиснуть своих сателлитов на руководящие должности в реформированные органы в Украине для большей управляемости. 

«На что реформы направлены в первую очередь? На то, чтобы контролировать чиновничий аппарат в стране. Под видом борьбы с коррупцией будет установлен тотальный контроль над всей системой власти, над ее доходами, над доходами людей, которые инкорпорированы в систему», – считает политолог. 

С ним соглашается и бывший министр юстиции Александр Лавринович. По его словам, стране необходимо менять то, что мешает и сдерживает ее развитие. Однако делать это должны украинские власти. 

«Стоит говорить о тех изменениях, которые являются насущными для украинцев. Если для этого требуется помощь других стран, надо обращаться – консультативно или другим способом – знания не бывают лишними.

Но планировать и принимать решение должны только украинские власти. Если это решает кто-то за пределами Украины – это странно.

Это не подход межгосударственных отношений, когда есть условный «двоечник» и учитель, который дает домашние задания и наказывает за невыполнения этих заданий», – говорит Лавринович. 

Судебная реформа 

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

О судебной реформе отдельно недавно напоминал глава представительства Европейского Союза в Украине Матти Маасикас. Он заявил, что изменения должны пройти быстро. По его словам, с 2017 года Украина так и не разработала стратегический план по внедрению реформы, хотя в этом году были сделаны важные шаги – создан Этический совет и учреждена конкурсная комиссия по отбору Высшей квалификационной комиссии судей.

«Нельзя затягивать с реформированием Конституционного Суда Украины», – заявил Маасикас. При этом, по данным опроса социологического центра Разумкова, у украинцев сверхвысокий уровень недоверия к судебной системе в целом (77,5%).

Сам Зеленский не раз заявлял, что серьезно займется изменениями в судебной системе. В июне 2021 года президент подписал указ «О Стратегии развития системы правосудия и конституционного судопроизводства на 2021-2023 годы». Этот документ определяет приоритеты совершенствования законодательства о судоустройстве, статусе судей и других институтах правосудия. 

Из очевидных плюсов реформы – диджитализация (власти хотят сделать «Суд в смартфоне»), совершенствование института адвокатуры, внедрение новой процедуры отбора Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) – это главный орган, который занимается подбором и оценкой судей и рекомендует их к назначению на должность. Примечательно, что членов ВККС будет отбирать конкурсная комиссия из 6 человек: трое действующих судей (или судей в отставке) и трое независимых международных экспертов, которые, согласно законопроекту, будут иметь решающий голос при отборе кандидата в комиссию. 

Однако и юристы, и судьи недовольны, к примеру, введением «судебной карты», которая предусматривает переход к модели: одна область – один апелляционный суд. Они также говорили, что эта стратегия содержит преимущественно общие формулировки, которые можно трактовать достаточно широко.

Поэтому эксперты не могут сказать, как написанное на бумаге трансформируется на практике и можно ли вообще полноценно устранить коррупцию внутри работы судов – более того они содержат юридические пробелы и противоречат Конституции.

По словам Лавриновича, систему необходимо менять, но только так, чтобы суд получал реальную независимость, и чтобы судьи принимали решения на основании законов, а не приказов или стимулов. 

Как Vesti.ua рассказал экс-сотрудник украинской дипломатической миссии в Вашингтоне Андрей Телиженко, судебную систему хотят взять под контроль наши партнеры. 

«По сути, она работает в политическом русле, для элит, которые работают на западных партнеров, чтобы контролировать национальный бизнес и облегчить работу филиалам трансцнациональных компаний в стране.

Когда были какие-то проблемы с транснациональными компаниями в Украине, каждый раз приезжал едва ли не посол и просил, чтобы это дело спустили на тормоза и так далее. Это занимало много времени и усилий.

Почему бы не поменять все под них сразу?» – задается вопросом дипломат. 

Антикоррупционная реформа 

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Это «домашнее задание» Украина выполняет со скрипом уже семь лет. Несмотря на то, что в уходящем году антикоррупционный суд вынес несколько десятков приговоров по делам топ-коррупции, но успешным его работу, как и работу других антикоррупционных органов, назвать нельзя. 

Во-первых, САП до сих пор уже 15 месяцев работает без нового руководителя. При этом здесь следует отметить назначение руководителя САП – одно из обязательств Украины, прописанное в меморандуме с МВФ, для получения Киевом новых кредитных траншей.

Украина уже несколько месяцев отчитывается, что САП вот-вот получит руководителя, ведь еще с октября этого года двое из более сотни кандидатов на должность главы прокуратуры после нескольких этапов тестирования ожидают последнего собеседования по оценке их профессиональной компетентности.

Его должна провести конкурсная комиссия, в состав которой входят международные эксперты по квоте Совета прокуроров и представители Рады. Однако комиссия никак не может собрать кворум – заседание уже несколько раз переносили.

Во-вторых

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Очередные изменения в сфере судоустройства в Украине

Судоустройство Украины – это такая система судебных учреждений, которая с помощью правовых документов обеспечивает правосудие на территории всего нашего государства.

28.02.2014 г. вступил в силу Закон №769-VII, которым были внесены серьёзные и принципиальные изменения в сферу украинского судоустройства и статуса наших судей.

Суть данного документа заключается во внедрении новой процедуры контроля судебной власти, в частности, Закон №769-VII значительно меняет процедуру избрания, назначения и увольнения судей Украины. На сегодня, полномочия избрания судей нашего государства бессрочно — относятся к компетенции Верховной Рады.

Изменения функций Высшего совета юстиции

Кроме этого, принятые изменения значительно уменьшили функции Высшего совета юстиции, вместо него полномочия по назначению, а также отстранению украинских судей с должностей председателей судов и их заместителей теперь принадлежат Парламенту Украины.

Раньше, до вступления в силу Закона №769-VII, порядок назначения, а также увольнения судей с административных должностей регламентировался Законом Украины «О Высшем совете юстиции». Сейчас данный порядок предусмотрен Регламентом нашего Парламента, а из Закона Украины «О Высшем совете юстиции» эти нормы были удалены.

Важно обратить внимание на то, что на сегодня все решения Высшего совета юстиции должны приниматься лишь при наличии предварительных выводов профильного комитета ВРУ.

Кандидатов на должности судей будет рекомендовать комитет Верховной Рады

К интересным нововведениям можно также отнести и дополнительные функции комитета Верховной Рады, который теперь принимает решения о возможных рекомендациях или отказах в таких рекомендациях в отношении кандидатов на должности судей, а также вносит все эти решения для рассмотрения их Парламентом Украины.

Стоит обратить внимание, что вышеупомянутые изменения были инициированы нардепами Украины Махницким О.И., Лабунской А.В., Петренко П.Д. и Пышным А.Г.

Эти народные депутаты считают, что нормы Закона №769-VII способствуют повышению уровня независимости судебной власти в обществе, укреплению ее авторитета, а также обеспечению права каждого человека на судебную защиту беспристрастным украинским судом.

Так ли это, сложно сказать, ведь теперь по сути вся украинская судебная система подчинена единственному органу законодательной власти нашей страны – Верховной Раде. Поэтому вопрос о том, «на руку» ли вышеупомянутые изменения обычным гражданам Украины, а также всему юридическому сообществу, в том числе юристам, адвокатам и юридическим компаниям, — пока остается без однозначного ответа.

Читайте также:  Разрешение органов опеки и попечительства на дарение детям недвижимого имущества

Президент подписал судебную реформу: как будет меняться судебная система

18:15, 3 августа 2021

Президент подписал два закона, запускающие судебную реформу: что они меняют в судебной системе.

Президент Украины Владимир Зеленский подписал два Закона, запускающие судебную реформу:

  • О внесении изменений в некоторые законы Украины о порядке избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия (законопроект № 5068 от 02.2021);
  • О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины о возобновлении работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины» (законопроект № 3711-д от 29.01.2021).
  • Изменения вносятся в ряд законодательных актов, в первую очередь Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», в Закон «О Высшем совете правосудия», а также в КАСУ, в Регламент Верховной Рады.
  • Собственно саму судебную систему эти законы не меняют, в том числе они не затрагивают Государственную судебную администрацию.
  • «Судебно-юридическая газета» разбиралась, что означают для судебной власти изменения в законодательстве.
  • Будут ли создаваться новые суды
  • Реформа децентрализации и изменение территориального устройства Украины подталкивают власть к изменению количества судов и их месторасположения со всеми вытекающими последствиями.
  • Соответственно, изменился и подход к образованию и ликвидации судов.

Суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом. Проект закона об образовании, реорганизации или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Основаниями для создания, реорганизации или ликвидации суда является изменение системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия, оптимизации расходов государственного бюджета или изменение административно-территориального устройства.

Образование суда будет происходить путем создания нового суда или реорганизации (слияния, разделения) судов.

Напомним, что еще в мае начала обсуждаться новая «карта судов». Ее разработку начинали с первых восьми областей: Волынской, Херсонской, Николаевской, Одесской, Днепропетровской, Запорожской, Ивано-Франковской и Житомирской. Потом добавили Львовскую, Полтавскую, Ровненскую и Сумскую области.

Ориентировочно, в вышеназванных областях количество судов предлагалось определить следующим образом.

Область Пока действующие местные суды Будет действовать окружных судов с 2022-2023 гг.
Волынская 17 5
Херсонская 22 6-8
Николаевская 23 5
Одесская 33 14
Днепропетровская 46 16
Запорожская 24 8
Ивано-Франковская 17 6
Житомирская 25 8

Из 29 местных судов Львовской области хотели оставить 11 окружных судов, из 31 суда Полтавской области – 10 судов, из 18 судов Ровненской области — 6 судов, а из 20 местных судов Сумской области – также 6 судов.

К осени 2021 года предполагалось уже полностью подготовить новую карту окружных судов.

В настоящее время приоритетным считается «кустовой» способ формирования новой «карты судов» — то есть, при общем сокращении количества судов будут созданы базовые укрупненные суды в конкретных районах с сохранением их «филиалов». Такой вариант, в числе прочего, позволит избежать увольнения значительной части сотрудников аппаратов судов. 

  1. Какое будет количество судей в судах
  2. Количество судей в суде (кроме Верховного Суда) определяет Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения Государственной судебной администрации Украины, судебной нагрузки и в пределах расходов, определенных в Государственном бюджете Украины на содержание судов и оплату труда судей.
  3. В состав Верховного Суда входят судьи, количество которых определяет Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения Пленума Верховного Суда.
  4. Максимальное количество судей Верховного Суда не может превышать двухсот судей.

В составе высшего специализированного суда могут образовываться судебные палаты для рассмотрения отдельных категорий дел в первой инстанции, а также образуется апелляционная палата для рассмотрения дел в апелляционной инстанции.

Апелляционная палата высшего специализированного суда действует в его составе на основе институциональной, организационной, кадровой и финансовой автономии.

Количество судей в апелляционной палате высшего специализированного суда определяет в пределах общего количества судей высшего специализированного суда Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения Государственной судебной администрации Украины.

  • 11 июня Рада судей одобрила проект Методики определения нормативов кадрового обеспечения местных и апелляционных судов относительно численности судей.
  • Ориентировочно судебной системе потребуется 8136 судей.
  • По данным «Судебно-юридической газеты», согласно этой методике предполагается следующее общее количество судей в судах различных юрисдикций и инстанций (это ориентировочные данные, так как документ еще будет обсуждаться ВСП):
  • Местные общие суды – 4 478 (штатное количество судей в этих судах согласно приказам ГСА – 4348, а судей с полномочиями по состоянию на 1 марта 2021 года – 2954).
  • Апелляционные общие суды – 857.
  • Апелляционные административные суды – 516.
  • Хозяйственные апелляционные суды – 186.
  • Окружные административные суды – 1493.
  • Местные хозяйственные суды – 606.
  • Председатель Рады судей Украины Богдан Монич полагает, что процесс оптимизации позволит привести к единому показателю нагрузки на судей местных общих судов по количеству рассматриваемых ими дел.
  • По словам главы РСУ, после оптимизации нагрузка на судей должна будет выровняться и находиться в пределах 600-650 дел на каждого судью местного общего суда в год.
  • Перезапуск ВККС
  • Высшая квалификационная комиссия судей Украины состоит из шестнадцати членов, восемь из которых назначаются из числа судей или судей в отставке.
  • ВККС считается полномочной при условии назначения в ее состав не менее одиннадцати членов, по меньшей мере, шесть из которых назначены из числа судей или судей в отставке.
  • В случае истечения срока полномочий члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, в результате чего Высшая квалификационная комиссия судей Украины будет считаться неполномочной, такой член Комиссии продолжает исполнять свои полномочия до дня назначения на его должность другого лица, но не более трех месяцев.
  • Членом ВККС может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, имеющий высшее юридическое образование, стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет и соответствующий критериям добропорядочности и профессиональной компетентности.
  • Назначение на должность члена ВККС осуществляется Высшим советом правосудия по результатам конкурса сроком на четыре года.
  • Одно и то же лицо не может занимать должность члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины более двух сроков подряд.
  • Положение о проведении конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, методология оценки соответствия кандидата критериям добропорядочности и профессиональной компетентности кандидатов на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, показатели соответствия критериям такой оценки и средства их установления утверждает Конкурсная комиссия.
  • Конкурсная комиссия проводит отбор кандидатов на должность члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, отвечающих критериям добропорядочности и профессиональной компетентности, из расчета не менее двух кандидатов на одну вакантную должность члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
  • По результатам проведенного конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины Конкурсная комиссия формирует перечень кандидатов, соответствующих критериям добропорядочности и профессиональной компетентности, и передает его в Высший совет правосудия.
  • Высший совет правосудия проводит собеседование с рекомендованными Конкурсной комиссией кандидатами открыто и принимает по ее результатам обоснованное и мотивированное решение о назначении или об отказе в назначении отобранных кандидатов на вакантные должности членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
  • Высший совет правосудия назначает членов Конкурсной комиссии для проведения конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины из числа лиц, предложенных субъектами формирования Конкурсной комиссии, в течение пяти дней со дня получения предложений от субъектов формирования.
  • Субъектами формирования Конкурсной комиссии является Рада судей Украины, Рада прокуроров Украины, Рада адвокатов Украины и Национальная академия правовых наук Украины в лице Президиума.
  • В состав Конкурсной комиссии входят:
  • 1) три человека из числа судей или судей в отставке, предложенные Радой судей Украины;
  • 2) один человек, предложенный Радой прокуроров Украины;
  • 3) одно лицо, предложенное Радой адвокатов Украины;
  • 4) одно лицо, предложенное Национальной академией правовых наук Украины в лице Президиума.
  • Каждый субъект формирования Конкурсной комиссии предлагает на рассмотрение Высшего совета правосудия не менее двух кандидатов в состав конкурсной комиссии или согласовывает предложение общего списка кандидатов.
  • Конкурсная комиссия начинает работу при условии назначения не менее четырех членов Конкурсной комиссии.
  • Срок полномочий члена Конкурсной комиссии составляет четыре года со дня назначения, без права быть назначенным повторно.
Ссылка на основную публикацию