Подводные камни договоров о закупке: что нужно знать заказчикам и участникам тендера

Известная пословица гласит: прежде чем зайти, подумай как выйти. Это в полной мере относится к участию в процедуре определения поставщика по 44-ФЗ.

Ведь если при подготовке обычной сделки сторона может отказаться от подписания соглашения, то в госзакупках все совсем не так. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не прослыть «уклонистом», рекомендуем заранее подготовиться.

Напомним о том, на какие подводные камни может наткнуться будущий исполнитель контракта при его подписании на ЭТП.

Сильное падение цены

Мы уже неоднократно касались антидемпинговых мер, которые выражаются в дополнительном обеспечения исполнения контракта, если в ходе торгов цена снижается более, чем на четверть от начальной. Но поскольку именно это является основной неожиданностью для поставщиков-новичков, остановимся на этом еще раз и более подробно.

Итак, при снижении в конкурсах и аукционах стоимости контракта на 25% и более от НМЦК действуют антидемпинговые меры:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Если НМЦК до 15 млн рублей включительно, то работает  положение части 2 статьи 37 закона. В этом случае победитель должен либо предоставить повышенное обеспечение — в 1,5 раза больше заявленного заказчиком, либо подтвердить свою добросовестность данными из реестра контрактов о благополучно исполненных обязательствах.
  2. Если НМЦК более 15 млн рублей, действует норма части 1 статьи 37 закона 44-ФЗ. В таком случае принимается только полуторное обеспечение.
  3. Если объектом контракта являются товары, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения (продукты питания, средства для скорой медпомощи, медикаменты, топливо), то наряду с упомянутыми выше требованиями победитель обязан предоставить обоснование цены контракта. Это может быть, например, гарантийное письмо от производителя, в котором будет указано количество поставляемого товара и его цена. Также допустимы другие документы, которые подтвердят, что у поставщика имеется объект закупки либо он может его получить и поставить заказчику госконтракта по заявленной цене.

Сложности с банковской гарантией

Наряду с обеспечением контракта денежными средствами, поставщик может предоставить банковскую гарантию. Это удобно, поскольку не требует изъятия оборотных средств. Но иногда поставщики оставляют этот вопрос «на потом», что в итоге приводит к неподписанию контракта в установленный срок.

Собираясь обеспечить контракт банковской гарантией, поставщикам следует помнить:

  1. Банк-гарант должен входить в перечень, утвержденный Минфином. Этот список периодически пересматривается, поэтому в интересах поставщика свериться с ним перед выбором кредитной организации. Найти его можно на сайте Минфина.
  2. Гарантия должна соответствовать требованиям, изложенным в части 2 статьи 45 закона 44-ФЗ. Требований довольно много, в том числе безотзывность гарантии, наличие положений о выплате неустойки, сроке действия, перечня обязательств, ненадлежащее исполнение которых покрывается гарантией, и другие. Не стоит уповать на то, что в банке знают все тонкости составления гарантии по госзаказу. Ведь если какие-то положения указанной нормы закона не будут исполнены, проблемы возникнут у поставщика, а не у банка. Поэтому настоятельно рекомендуется изучить нормы статьи 45 и всякий раз сверяться с ними, получая банковскую гарантию.
  3. У заказчика есть право не принять гарантию по следующим основаниям:
    1. Данные о ней отсутствуют в реестре банковских гарантий. Это бывает, если по незнанию поставщик обратился не в уполномоченный банк, а в сомнительное учреждение. Либо по какой-то причине банк не направил информацию о гарантии в реестр. Поэтому прежде чем направлять гарантию заказчику, следует свериться с реестром банковских гарантий самостоятельно.
    2. Несоответствие БГ условиям статьи 45, а точнее, ее частей 2 и 3. Как этого не допустить, мы написали чуть выше.
    3. Несоответствие гарантии тем требованиям, которые заказчик указал в извещении и документации закупки либо проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Тут решение одно — заранее сверить требования документации и положения БГ.

Заключение электронного контракта

Этот раздел статьи будет интересен не только новичкам, но и бывалым поставщикам, поскольку введен новый порядок заключения контрактов для любых процедур, которые будут проводиться в электронной форме. В новой редакции 44-ФЗ эти положения содержатся в статье 83.2:

  1. Заказчик размещает проект контракта в течение 5 дней после публикации итогового протокола закупки.
  2. В течение следующих 5 дней победитель проверяет контракт. Если в нем найдены ошибки и неточности, формируется протокол разногласий.

    Обратите внимание, что повторно подать протокол по новым правилам победитель не может — документ подается только 1 раз.

    Если же в контракте все в порядке, то следует переходить к пункту 4.

  3. При подаче поставщиком протокола разногласий заказчик в течение 3 рабочих дней размещает исправленный проект контракта (если замечания победителя были обоснованы) либо старый проект и документ, поясняющий отказ от исправлений.
  4. Победитель в течение 5 дней подписывает проект усиленной электронной подписью. В тот же срок он размещает документ, подтверждающий выполнение требования об обеспечении исполнения контракта.
  5. Заказчик подписывает контракт и размещает его в течение 3 рабочих дней. С этого момента он считается заключенным.

При этом контракт может быть заключен не ранее, чем:

  • через 7 дней с даты размещения итогового протокола при проведении запроса котировок или предложений в электронной форме;
  • через 10 дней с даты размещения итогового протокола при других электронных процедурах.

Как минимизировать риски при участии в торгах и выиграть их

Госзаказ является гражданско-правовым договором осуществления работ, поставки продукции или оказания услуг в рамках государственных задач, предусмотренных госбюджетом.

Процесс регламентируется статьями 525-534 и 763-768 ГК РФ, 44-ФЗ и прочими нормативными актами в зависимости от нюансов торгов.

Статус госзаказчика могут иметь бюджетные учреждения, муниципальные и госорганы, которые при размещении заказа обязаны соблюдать «Положения о закупках».

Торги начинаются с публикации заказчиком на федеральном или региональном сайте оповещения об организации закупки. В документации указывают все необходимые условия:

  • сроки подписания контракта и выполнения работ;
  • обязательства и стоимость;
  • порядок финансирования;
  • требуемое качество товара, услуг, работы;
  • прочие условия.

Потенциальные конкурсанты регистрируют заявки и позже в зависимости от решения конкурсной комиссии получают оповещения об участии в торгах. Обязательное условие участия в закупках – финансовое обеспечение заявки в размере от 0,5% до 5% стоимости контракта.

Отказ или уклонение победителя от заключения контракта приводит к штрафным санкциям, при которых выступившие в роли обеспечения заявки средства остаются у заказчика либо изымаются у банка, оформившего гарантию обеспечения заявки. Помните, выданная банком гарантия имеет ограниченный срок действия. Если выполнение контракта затягивается, не забудьте вовремя получить новый документ.

Эксперты по комплаенсу оценят уровень опасности тех или иных рисков в конкретной закупке и защитят компанию во время участия и подписания контракта.

Назначить консультацию

Что нужно, чтобы принять участие в торгах

С 01.01.2019 все госзакупки среди субъектов малого предпринимательства, подпадающие под 44-ФЗ, проводятся исключительно в электронной форме. Разберем, как правильно подготовиться к электронному аукциону и выиграть его.

Подготовительная часть

Для начала предполагаемый участник:

  • выбирает закупки и анализирует документы;
  • получает электронную цифровую подпись (ЭЦП);
  • регистрируется в едином реестре участников закупок (ЕИС);
  • открывает специальный счет.

Документы следует изучать внимательно и тщательно, чтобы иметь полное представление обо всех требованиях и условиях заказчика. Для участия в торгах стоит использовать формы, предоставленные организатором закупки. Благодаря этому вероятность допустить ошибку гораздо меньше.

Убедитесь, что форма и закон, заявленные в закупке, вам подходят. В случае с государственными закупками это 44-ФЗ. Изучите нормы закона о порядке проведения процедуры касательно госзакупок.

Тщательно ознакомьтесь с требованиями, которые предъявляют потенциальным исполнителям заказчики (выписка СРО, лицензии, сертификаты и прочее).

Отсутствие каких-либо необходимых документов значительно повышает вероятность проигрыша.

Поскольку на данный момент государственные закупки проводятся только в электронной форме, выиграть закупку без квалифицированной электронной подписи не получится. Ее можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Перед посещением центра важно определиться с разновидностью закупок и участием на тех или иных торговых площадках. Предложения по выпуску ЭЦП разнятся в зависимости от запросов. Изготовление подписи занимает около двух дней. Стоимость колеблется в пределах 3-8 тыс.

рублей. За срочность потребуется доплата.

После получения ЭЦП следует регистрация в ЕИС. С января 2019 года обязательная аккредитация на каждой торговой платформе упразднена. Теперь для участия в госзакупках нужно лишь разместить документы и соответствующие сведения в едином реестре участников. Как правило, в течение суток платформа проводит аккредитацию.

Если для участия требуется обеспечение заявки, выиграть торги без спецсчета не выйдет. Можно использовать в качестве специального счета расчетный при условии, что он открыт в соответствующем банке.

Аналитическая часть

Необходимо рассчитать маржинальность, оценить риски участия и определиться со стоимостью контракта, ниже которой участвовать невыгодно. Цену нужно делать конкурентоспособной.

Читайте также:  Усиновлення в Україні. Порядок дій та процедура.

Следует проанализировать имеющиеся ресурсы. Поскольку в закупках отсутствует авансирование, требуется запас собственных ресурсов и оборотных средств во избежание сложностей в будущем.

Помимо выигрыша закупки предстоит выполнить, потому не стоит переоценивать реальные возможности компании.

Перед оформлением заявки нужно четко понимать, сможете ли вы организовать поставки в указанные сроки или своевременно перечислить обеспечение исполнения контракта.

После расчета маржи необходимо просканировать документы на наличие ловушек от заказчика. Порой даже специалисты не могут быстро их обнаружить. Причиной со стороны заказчика служит отсеивание неподходящих подрядчиков либо простая случайность из-за невнимательности или некомпетентности.

Если удалось обнаружить заведомо невыполнимые условия, можно направить заказчику мотивированный запрос разъяснения положений закупочной документации и предложить внести соответствующие изменения.

Если заказчик откажется корректировать условия, всегда можно отказаться от участия либо обжаловать положения в антимонопольный орган. Но это редкость.

Зачастую заказчики признают ошибки, если они грамотно обоснованы, и вносят требуемые изменения.

Участие в торгах

У закупок бывают разные критерии выбора победителя. В некоторых случаях значение имеет лишь цена, которая на запросе котировок подается только один раз. На аукционах цена уменьшается поэтапно.

Существуют закупки, на которые влияют не только стоимость, но и другие факторы: деловая репутация, опыт, квалификация персонала, дополнительная сертификация (как например, комплаенс-сертификация) и так далее.

Главный этап на пути к выигрышу – правильное заполнение заявки. В случае несоответствия документации к торгам не допустят. Следует составлять заявку в точности по требованиям заказчика, учесть все рекомендации и инструкции.

Иногда участники проявляют инициативу и оформляют заявку на свое усмотрение, но это неправильный подход. Не стоит усложнять заказчику проверку и менять установленный им шаблон. Здесь креатив не уместен.

Лучше показать ответственное и внимательное отношение к желаниям заказчика.

Правила участия в торгах:

  1. Участник соглашается со всеми условиями и обязуется соблюдать регламент конкурса.
  2. Подача заявки подтверждает, что участник обладает всеми необходимыми в случае подписания контракта ресурсами.
  3. Закупочная документация оформляется строго в соответствии с указаниями организатора торгов и требованиями заказчика. Малейший недочет может привести к дисквалификации еще на этапе предварительного отбора.

Условия подачи заявки и требуемые документы оговариваются заранее. Главное – своевременно предоставить организатору максимально правильно оформленную документацию. Не стоит ориентироваться точно на установленную дату. Оставьте в запасе несколько дней для перепроверки всех документов.

Помните, не нужно прикладывать какие-либо дополнительные документы и информацию, которая не значится в условиях закупок. Это может создать противоречия и лишние сложности, и как следствие, привести к дисквалификации или проигрышу.

  • Эксперты Национальной Юридической Сети подготовят вас к закупкам и помогут избежать ошибок и возможных рисков.
  • Назначить консультацию
  • Основной перечень документов для участия в торгах:
  • заверенная руководством компании заявка;
  • приказ о вступлении в должность генерального директора либо доверенность;
  • копия паспорта, СНИЛС;
  • государственная регистрация, наименование компании, адрес, ИНН;
  • учредительная документация;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП давностью не более 15 дней;
  • приказ о назначении главбуха;
  • решение об одобрении сделки;
  • документы, свидетельствующие о соответствии участника условиям закупки;
  • налоговая отчетность за три прошедших отчетных периода и справка об отсутствии задолженностей;
  • документы, свидетельствующие о внесении обеспечения заявки на участие (банковская гарантия или платежное поручение).

Как снизить риски при заключении госконтракта

Закупка, как неотъемлемый элемент бизнеса, сопровождается рисками. Неблагоприятные события приводят к упущенной выгоде, финансовым потерям, безрезультативности, потере репутации и прочим неприятным последствиям. Предупрежден – значит вооружен. Рассмотрим риски, которые могут возникнуть у подрядной компании при участии в торгах и заключении госконтракта:

  • Организационные. Подача неполного пакета документов, заявки с неверной и неактуальной информацией или неправильным оформлением, просрочка подачи заявки. Все это влечет за собой снятие с закупка. Также сюда относится увеличение стоимости контракта, которое способствует росту потенциального дохода, но вместе с тем повышает риск проиграть. Это связано с ошибочными прогнозами ценовых конкурентских предложений, издержками по выплате зарплаты работникам и так далее.
  • Финансовые (внутренние и внешние). Невыполнение гарантийных обязательств и финансовая неустойчивость компании. Главный критерий для всех закупок – отсутствие задолженностей. Внешние риски включают недобросовестность контрагента и упущенную выгоду, возникающую вследствие срыва какого-либо мероприятия.
  • Кадровые. Помимо халатности и некомпетентности сотрудников сюда можно отнести отсутствие необходимых кадров в месте производства работ. Привлечение специалистов из других регионов влечет за собой дополнительные расходы.
  • Инфляционные. Крупные закупки могут длиться до двух месяцев. Подписание контракта тоже занимает много времени, а выполнение договора порой длится не один год. Поскольку утвержденная цена не подлежит изменениям, важно предусмотреть инфляционный риск на стадии формирования предложения.
  • Логистические. Такие риски сопровождаются сложностью и финансовыми затратами на доставку оборудования и материалов в труднодоступные регионы.
  • Коррупционные. Торги проводятся формально, а условия уже прописаны для определенного юридического лица. Заказчик может быть в сговоре с будущим исполнителем и намеренно выставлять убыточную цену, чтобы позже применить пункт об изменении цены в случае обстоятельств непреодоленной силы и поднять стоимость. Если закупка составляется для конкретной организации, документация обычно включает требования, присущие нужному подрядчику.
  • Природно-климатические. Риски связаны с географическим местоположением объекта и жесткими климатическими условиями, способными негативно повлиять на реализацию проекта.
  • Репутационные. Угроза для компании попасть в реестр недобросовестных поставщиков в случае невыполнения в срок своих обязательств.
  • Форс-мажорные. Нанесение вреда оборудованию, здоровью физических лиц вследствие непредвиденных обстоятельств, халатности других работников, стихийных бедствий.
  • Политические. Изменения государственной политики, законодательства внутри страны или за ее пределами приводит к убыткам или недополучению прибыли.
  • Информационные. Искажение сведений со стороны заказчика или организатора закупки.

Любой государственный контракт первым делом ориентирован на защиту интересов заказчика. Исполнители не могут включать в контракт свои условия или корректировать предложенные госзаказчиком, иначе рискуют потерять репутацию. Чтобы успешно работать с госзакупками, нужно внимательно подходить к таким сделкам и скрупулезно анализировать все возможные риски.

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

Читайте также:  Складання договорів. правовий аналіз укладених договорів.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс.

рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП).  Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см.

«Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подводные камни электронных аукционов

У электронных аукционных торгов не всегда стандартный сценарий. Что делать, если вы стали единственным поставщиком, что означает переход через ноль, как быть в случае сговора поставщиков.

Электронные аукционные торги не всегда имеют стандартный сценарий. Что делать, став единственным поставщиком, что значит переход через ноль, как быть при сговоре поставщиков. Давайте посмотрим.

Ситуация первая: вы единственный поставщик

Став участником аукционным торгов, вы в итоге оказались единственным поставщиком. В какой ситуации такое может произойти?

  • На аукционные торги подана лишь ваша заявка, отвечающая всем предъявляемым требованиям.
  • Спустя 10 минут после того, как начались аукционные торги, не было подано предложений, касающихся цены контракта, при этом вы подали заявку первым.
  • Ваша заявка полностью отвечает требованиям документации после того, как рассмотрена ее вторая часть.

Во всех вышеперечисленных случаях обязанностью заказчика является подписание контракта с вами, а это означает, что получить заказ вы можете по максимально возможной цене, даже если вами не было подано ценовых предложений.

Проблема: не исключено, что заказчик не предупредит вас о победе, тогда как сроки, отведенные на подписание контракта, истекут. Вас будут считать отказавшимся от подписания, вы будете занесены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), кроме того, вам не возвратят сумму обеспечения заявки.

Вывод: необходимо отслеживать ход закупки, а если отозвать аукционную заявку вы не успели, то все равно отслеживайте результаты торгов.

Ситуация вторая: переход через ноль

Нередко победителем аукционных торгов объявляется участник, у которого наименьшая цена контракта. Но в определенный момент торги могут перейти через ноль (цена снизится более чем на 100 процентов).

К примеру, начальная цена контракта составляет 1 млн. рублей. Шаг аукциона – от 5,0 до 50,0 тыс. рублей. В ходе торгов цена снижена участниками до 5,0 тыс.

рублей, что является минимальным положительным ценовым предложением, которое составляет 0,5 процента от первоначальной цены. Предложение, которое свело цену к нулю, не может быть подано, поэтому участнику можно снизить цену на 5001 руб.

Таким образом, за право заключить государственный контракт поставщик должен заплатить заказчику 1 р.

После того как торги перейдут через ноль, любое вновь поданное предложение повысит цену за право заключения контракта. Однако повышать цену разрешается не более чем до 100,0 млн. рублей или не больше суммы максимальной сделки, оговоренной в одобрительном решении. В подобном случае побеждает поставщик, предложивший заказчику наивысшую цену.

Если вы совершите ошибку, как это сделали компании «РОСТЭК-Заполярье» и «ЧАС ПИК» при проведении электронного аукциона по поставкам в пользу Мурманской таможни, начав не понижать, а повышать ставки, то при победе будете вынуждены выполнить контракт себе в убыток. Фирма «РОСТЭК-Заполярье» делала попытку оспорить результаты аукциона, однако арбитражный суд правоту заказчика подтвердил.

В некоторых случаях переход через ноль приносит выгоду поставщику. Так, фирмой Bosco Sport был выигран контракт на 18,5 млн.

долларов, предметом которого являлась поставка одежды для российской олимпийской сборной. В костюмах Bosco Sport сборная России повысила узнаваемость бренда, став отличной рекламой для производителя.

Это позволило заработать Bosco Sport на продажах своей спортивной одежды порядка 50,0 млн. долларов.

В закупках по статье «Работы, связанные с благоустройством территорий (валка деревьев)» прибыль, полученная от продажи леса, зачастую закрывает расходы, понесенные по контракту, а также за сами работы, поэтому важно оценить территорию заранее.

Таким образом поступают и компании, специализирующиеся на поставке оборудования для медицинских целей. После поставки они неплохо зарабатывают на продаже комплектующих.

Финансовые организации таким способом ведут борьбу за возможность банковского сопровождения крупных государственных учреждений, зарабатывая впоследствии на депозитах и обслуживании зарплатных карт.

Если вы хотите заработать на поставках деньги, то необходимо четко отслеживать шкалу цен в аукционном зале. Есть возможность отказаться заключать подобный контракт, но тогда вы потеряете сумму обеспечения заявки, к тому же вас включат в РНП.

Ситуация третья: сговор участников аукционных торгов, или таран

Схему «таран» применяют довольно давно во многих странах. Ее целью является введение в заблуждение участников аукциона путем резкого снижения цены. Добросовестных поставщиков вынуждают отказаться от продолжения конкурентной борьбы, предоставляя одному из участников такого сговора право на заключение контракта по цене, максимально возможной в данной ситуации.

Каким образом участники аукциона идут на таран?

В первые минуты аукционных торгов два участника сговора по-очереди снижают цену до уровня демпинговой (к примеру, на 50 процентов). Ввиду низкой цены у добросовестных поставщиков интерес к аукциону пропадает.

Третьим же участником на последних секундах торгов при переторжке предлагается цена ниже, чем последнее ценовое предложение поставщика, не участвующего в сговоре. Подводя итоги аукциона, отклоняются заявки, поданные двумя первыми подставными участниками, поскольку вторые части их заявок не отвечают установленным требованиям.

В результате победителем аукциона становится третий участник сговора, с которым и заключается контракт по цене, предложенной именно им.

Как бороться с тараном?

Резкое значительное снижение цены не должно вызывать потерю интереса к аукциону. Стоит дождаться переторжки, после чего предложить минимально допустимую для себя цену. Третьему участнику сговора ничего не останется, как еще снизиться, что приведет к тому, что он уступит в цене контракта, а может и отказаться участвовать в торгах.

Каким образом доказать сговор?

Если вам хочется привлечь к создавшейся ситуации внимание антимонопольной службы, то признаками сговора может послужить следующее.

  • Аффилированность участников. Порой бывает достаточно изучения размещенных на ЭТП документов участников закупки.
  • Если сразу у нескольких участников торгов один и тот же учредитель, одно местонахождение либо одинаковые второстепенные реквизиты (к примеру, один IP-адрес и номер телефона).
  • Если поведение участников закупок не выглядит экономически целесообразным.
  • Если при оформлении заявок участников допущены нелогичные грубые нарушения (специально, чтобы они не были допущены).
  • Если цена контракта, предложенная участниками, значительно (на 50 процентов и более) ниже первоначальной цены. Особенно если расчет цены изначально проводился методом анализа рынка, проектно-сметным либо тарифным способами.

Что же может сделать ФАС?

На основании Закона № 135 от 26 июля 2006 г., соглашения между участниками торгов запрещаются. Рассматривая дело, касающееся нарушения антимонопольного законодательства, ФАС РФ может сделать следующее.

  • Выдать предписание о том, что результаты аукциона аннулируются.
  • Назначить должностным лицам штраф в сумме от 20,0 до 50,0 тыс. рублей, а юридическим лицам – от 1/100 до 15/100 от суммы выручки, полученной от реализации товара.
  • Привлечь к уголовной ответственности директоров и учредителей участников аукционов, назначив им наказание в виде денежного штрафа и лишения свободы.
  • Просим рассказать в х, случались ли у вас другие нестандартные случаи при участии в электронных аукционах.
  • Теги: аукционные торги, электронный аукцион,
  • Количество просмотров: 11914

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Участие в коммерческих тендерах: как сделать его безопасным и выгодным

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое коммерческие тендеры
  • Кто может участвовать в коммерческом тендере
  • Как принять участие в коммерческих тендерах
  • Распространенные мифы о коммерческих тендерах
  • Какие риски нужно учесть перед участием в коммерческом тендере
Читайте также:  Визнання кредитного договору недійсним в Україні: чи є шанси перемогти банк в суді

Участие в коммерческих тендерах – настоящий «темный лес» для большинства новичков в закупках. Хотя именно этот способ используется для продажи огромной части товаров и услуг различных направлений.

Разобраться в этой теме не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Однако сфера закупок не лишена подводных камней. И чтобы участие в тендере было не только безопасным, но и прибыльным, стоит внимательно изучить все аспекты данного процесса.

Коммерческими тендерами называют закупки, которые проводятся коммерческими организациями с использованием собственных средств по правилам, не противоречащим ГК РФ.

В данном случае заказчик сам определяет условия проведения конкурса, требования к претендентам, алгоритм выявления победителя и другие тонкости – государство не участвует в решении подобных вопросов.

Еще одно серьезное отличие коммерческого тендера состоит в том, что его организатор не обязан размещать объявление о подготовке к проведению мероприятия в единой информационной системе.

С точки зрения заказчика, такая форма торгов имеет следующие плюсы:

  • возможность достижения основной цели, то есть приобретения товара, работы, услуги;
  • отсеивание предложений поставщиков, чьи условия кажется заказчику сомнительными;
  • выбор наиболее выгодного предложения, так как вне условий участия в коммерческом тендере поставщик не был бы столь лоялен;
  • прозрачность закупки;
  • снижение уровня коррупции.

Есть еще ряд серьезных плюсов участия в коммерческих тендерах, о которых стоит сказать отдельно. К ним относятся низкий уровень конкуренции, быстрая оплата, адекватные сроки и условия исполнения контракта. Также иногда подобный договор предполагает предоплату или аванс.

В большинстве случаев организаторы коммерческих тендеров не устанавливают ограничений по юридическому статусу потенциальных исполнителей.

Для юридических лиц также существуют свои тонкости:

  • Внимательно ознакомьтесь с документами и уточните условия оплаты, если вы используете упрощенную систему налогообложения.
  • Для разных видов юридических лиц предусмотрены свои правила подготовки бумаг для участия в торгах.
  • Проще создать ООО с одним учредителем – тогда не будет необходимости в общем собрании участников для принятия решений.

Участие в коммерческих тендерах для начинающих ничем не отличается от процедуры, через которую проходят опытные претенденты. Выделяют такие этапы:

  1. Поиск тендера.

    На самом деле, в поиске наиболее подходящего конкурса нет ничего сложного. Главное в этом деле – понимать, в каких именно тендерах вы бы хотели принимать участие. Государственные (по 44-ФЗ) и корпоративные (по 223-ФЗ) аукционы можно отслеживать на сайте единой информационной системы (ЕИС).

    Всего есть несколько способов поиска коммерческих торгов для участия:

    • Ручной – является наиболее подходящим вариантом для некрупных субъектов бизнеса, редко участвующих в закупках. Обычно они работают с государственными заказчиками.
    • Через специальные программы. Такие сервисы для участия в коммерческих тендерах могут оказывать услуги бесплатно или за деньги. Данный вариант поиска выбирают многие исполнители, поскольку он не требует больших временных затрат и позволяет просматривать конкурсы сразу коммерческой и государственной направленности.
    • Поручение данной работы одному из специалистов компании. В таком случае главное, чтобы сотрудник точно знал, что от него требуется. Поэтому его нужно предварительно ознакомить с доступными сервисами и программами.
    • При помощи сторонней компании. Но здесь нужно понимать, что вам придется предоставить данные о своей организации сторонним людям. Далеко немногие бизнесмены готовы на такой шаг.

    В нашей стране специалисты говорят о существовании свыше 6 000 различных коммерческих ресурсов, предназначенных для размещения данных и проведения тендеров.

    Заказчик имеет право выложить информацию на собственном сайте, выбрать для этого любую иную площадку либо отправить потенциальным исполнителям коммерческие предложения на участие в тендере, сформированные по единому образцу.

    Поэтому ручной поиск закупок при подобном количестве ресурсов требует слишком много времени.

    Бесплатный поиск коммерческих тендеров для участия, по отзывам предпринимателей, имеет низкую эффективность. Дело в том, что при таком подходе необходимо регулярно посещать площадки, на которых выкладывается информация.

    В противном случае вы рискуете упустить аукцион. Во-вторых, ручной режим позволяет постоянно просматривать 10–20 ресурсов, при этом требует немало времени и сил.

    В-третьих, никто не дает гарантий, что на выбранных вами площадках регулярно будут размещаться интересные коммерческие тендеры.

  2. Оформление электронной подписи.

    Чтобы получить ЭЦП, нужно подготовить:

    • паспорт для ИП и уставные документы для организаций;
    • свидетельства о регистрации и постановке на учет, выписку из единого государственного реестра;
    • разрешение на участие в торгах от имени компании-заявителя, выданное лицу, предъявляющему бумаги.

    Электронная подпись оформляется на представителя компании. Подпись (вместе с сертификатом) необходимо в течение нескольких дней предъявить в одном из удостоверяющих центров торговой площадки, после чего она действует год. Обычно компании выбирают для удостоверения ближайшую площадку.

  3. Получение аккредитации на торговой площадке.

    Когда определенная торговая площадка выбрана, на ней необходимо пройти аккредитацию. Для этого нужно выполнить такие шаги:

    • Заполнить специальную форму и заявление об открытии счета на сайте площадки.
    • Приложить все необходимые документы в соответствии с обозначенным выше списком.
    • Установить на компьютере специальное программное обеспечение и настроить его для работы на определенной ЭТП.

    Подача документов осуществляется при помощи электронной почты либо участник торгов может принести бумаги лично или отправить по почте, если он выбрал другой формат.

    Тогда ему необходимо отметить адрес, указанный в извещении о проведении мероприятия. После того как заполненная форма отправлена, в течение пяти дней должно прийти подтверждение.

    Теперь нужно выбрать наиболее подходящий для участия коммерческий тендер.

  4. Перевод средств.

    После выбора одного из коммерческих тендеров потенциальный исполнитель должен перевести средства со своего расчетного счета в любом банке на счет электронной торговой площадки.

    Не так давно для выполнения этого шага требовалось платежное поручение.

    Теперь задача участника сильно упрощена – ему не надо создавать платежное поручение, отправлять средства на ЭТП, так как банк сделает все сам в момент открытия счета.

    ЭТП замораживает полученный залог до завершения торгов, после чего возвращает деньги участникам на использованные ранее счета. Электронная площадка сама узнает у банка, есть ли у клиента средства, необходимые в качестве обеспечения. После торгов ЭТП сообщает банку, что можно разблокировать деньги, и клиент снова получает право распоряжаться ими.

  5. Подготовка заявки.

    Заявка на участие в тендере включает в себя:

    • наименование организации, все известные и доступные адреса, контактные телефоны, информацию об учредителях;
    • для ИП – паспортные данные;
    • выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП либо их нотариальную копию, полученную не более 6 месяцев назад;
    • решение об избрании или приказ о назначении руководителя;
    • доверенность или ее нотариальную копию, если за участие компании в тендере отвечает ее представитель;
    • дополнительные документы, когда к желающим принять участие предъявляются особые требования, допустим, необходима лицензия или членство в какой-нибудь саморегулируемой организации;
    • копии учредительных документов;
    • предложение участника по цене, качеству, срокам, пр.

    Чтобы заказчик рассмотрел заявку, устанавливается ее обеспечение, размер которого может быть в пределах 0,5–5 % от общей суммы контракта. Нужно понимать, что также организатор имеет право потребовать дополнительные документы.

    На выбор исполнителя влияют не только предложенные сроки и стоимость работ, но и корректное оформление бумаг.

    Практика показывает, что исполнителю могут отказать в участии в тендере, если были выявлены ошибки при подготовке документации.

  6. Подача заявки.

    Для подачи заявки на участие дается ограниченный отрезок времени. Закон устанавливает, что сроки могут значительно различаться в зависимости от суммы контракта.

    Если последняя превышает три миллиона рублей, то на подачу заявки дается 20 дней с момента извещения о проведении торгов. Когда речь идет о меньшей сумме, данный период становится равен неделе. Количество дней можно проверить в тендерной документации.

    Если фиксированные временные рамки нарушены, потенциальный исполнитель лишается возможности на участие в коммерческом тендере.

    Один участник может подать только одну заявку по каждому предмету закупок. Подготовленная документация нумеруется, прошивается, на нее ставят подпись уполномоченного лица и печать.

    После чего готовая заявка вместе со всеми бумагами запечатывается в конверт и направляется организатору. Адрес отправки прописывается в документах о проведении аукциона.

    Если речь идет об электронной подаче документов, форма заявки и остальная документация отправляются с закрытым доступом. Иными словами, до начала проверки заявок на участие их просмотр является невозможным.

  7. Торги

    Когда конверт доставлен к конкурсной комиссии, на нем записывают:

    • название и номер лота;
    • данные о лице, подавшем заявку;
    • адрес претендента и название компании.

    Представителю участника выдают расписку в получении документов. Если заявка подана в электронной форме, у оператора есть час, чтобы присвоить заявке номер и направить исполнителю пронумерованный электронный документ. Последний является подтверждением приема заявки на участие. Далее начинается аукцион, во время которого участники предлагают свои цены или технологические параметры работ.

Ссылка на основную публикацию