Популизм мешает очищению судебной системы Украины?

Популизм мешает очищению судебной системы Украины?

Специальная комиссия по проверке судей закончила прием заявлений. А проверять уже полученные обращения некому.

Очищение власти: прием обращений по проверке судей

12 декабря Временная специальная комиссия (ВСК) по проверке судей закончила прием обращений относительно нарушений судей согласно Закону «О восстановлении доверия к судебной власти». Комиссия была создана 12 июня.

Она призвана проводить проверки судей, выносивших решения, связанные с Майданом, и решения, в которых нашел нарушения Евросуд.

Когда принимался упомянутый закон, он был представлен в прессе как, якобы, закон о люстрации служителей Фемиды.

Блокирование работы специальной комиссии

Жалобы, уже полученные комиссией, она должна проверить до 12 июля 2015 года. Однако на данный момент работа ВСК заблокирована, поскольку в ее составе осталось лишь 7 членов.

Согласно закону, ВСК состоит из пятнадцати членов: по пять из них назначается Верховным судом Украины, уполномоченным правительства по антикоррупционной политике и Верховной радой. До недавнего в комиссии работало девять членов (пять от ВСУ и четыре от антикоррупционного уполномоченного).

Однако в ноябре комиссию пожелал покинуть Юрий Кармазин (квота ВСУ), а в декабре Станислав Щотка (квота ВСУ) ушел из ВСК, так как он был назначен в Высшую квалифкомиссию судей. Вместе с тем, и поныне не назначил по своей квоте членов комиссии парламент.

Глава ВСК Владимир Мойсик уже направил официальные письма премьеру, в парламент и ВСУ с просьбой назначить своих членов комиссии. Однако, похоже, в работе комиссии не особо заинтересованы все три ветви власти.

Результаты и статистика работы комиссии

Впрочем, и сама ВСК не очень то и «налюстрировала» судей. По ее данным, за время своего существования комиссия получила 1,4 тыс. обращений. Но подпадающими под проверку признаны лишь 142 обращения. О динамике работы комиссии может говорить месячная статистика рассмотрения обращений (с 10 октября по 10 ноября).

Так, за этот период было получено 281 обращение, 153 — рассмотрено. Из них 134 обращения вернули заявителям, поскольку они не соответствуют необходимым требованиям. Начато было лишь семь проверок судей.

В то же время ВСК рассмотрела на заседании и вынесла выводы по четырем обращениям: два — о нарушении судьями присяги и два – о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Люстрация судей — каким будет закон

Стоит отметить, что изначально Закон «О восстановлении доверия к судебной власти» виделся, скорее, как популистский.

Интересно, что в своих выводах относительно другого Закона – «Об очищении власти» (кстати, еще более противоречивого), Венецианская комиссия раскритиковала положения данного закона, касающиеся люстрации судей.

Сославшись на то, что такая люстрация уже регулируется другим Законом – «О восстановлении доверия…».

Юридическая компания «Альва Прайвеси»

У корди, входящего в состав этического совета по «чистке» судебной системы, липовый документ о соцстраховании в сша

  • Американский юрист Роберт Корди, который назначен на Украине в состав Этического совета и будет проверять соответствие кандидатов на должность члена Высшего совета правосудия критериям профессиональной этики и добродетели, использует в США номер социального страхования (SSN) умершего человека.
  • Документ принадлежит 35-летнему Деннису Белтонтейну, который жил в штате Иллинойс и скончался в 1977 году.
  • Об этом сообщил Telegram-канал «Инсайдер».

«Использование чужого номера социального страхования является в США федеральным преступлением. Наказание может составлять от 5 до 30 лет в федеральной тюрьме плюс штрафы.

Коллеги недоумевают, как персонаж с подобным бэкграундом попал в украинский Этический совет. Но, на самом деле, разгадка проста — международные члены Этического совета назначались через посольство США. А посольству как раз и нужен здесь человек, который с одной стороны не вызовет ни у кого возражений, а, с другой, будет молча выполнять все, что ему скажут.

Заслуженный юрист с «белой» биографией, на которого при этом у посольства есть серьезный компромат, — идеальный кандидат», — пишет «Инсайдер UA».

«Дикая история, учитывая, что Корди — бывший судья и вообще типа приличный человек. В США использование чужого номера — серьёзное преступление, за которое можно надолго присесть.

И до сих пор нет ни одного ни от посольства, ни от грантоедов, ни от самого Корди. Хотя в другое время тому же Шабунину рот невозможно закрыть. Сижу, давлюсь попкорном, с нетерпением жду продолжения.

Не могли же американцы прислать сюда жулика – типа или в Украину заниматься реформами, или в тюрьму? Или могли?» — добавил Telegram-канал «Медведь».

Популизм мешает очищению судебной системы Украины?

Первый состав Этнического совета был назначен 9 ноября согласно положению закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о порядке избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия» №1635-IX от 14 июля 2021 года.

В его состав вошли: судья Верховного суда в Кассационном уголовном суде Лев Кишакевич, судья Киевского апелляционного суда Юрий Трясун, судья Восточного апелляционного хозяйственного суда в отставке Владимир Сиверин, судья Верховного суда штата Массачусетс в отставке Роберт Корди, судья Апелляционного суда Англии и Уэльса в отставке сэр Энтони Хупер и бывший генеральный прокурор Эстонской Республики Лавли Перлинг.

В среду, 1 декабря, Этический совет провел первое заседание, на котором избрали председателя органа. Им стал судья Верховного суда Лев Кишакевич.

Может ли поворот Зеленского к популизму спасти его на следующих выборах на Украине?

Популизм всегда занимал видное место в украинской политике как способ сдерживать падение популярности президентов и правительств. После «оранжевой революции» синонимом этого популизма стала ярая популистка Юлия Тимошенко.

Новая политика «деолигархизации», проводимая президентом Украины Владимиром Зеленским, похоже, является возвращением к дискредитированному популизму Тимошенко, который был катастрофическим для экономики Украины во время двух сроков, когда она возглавляла правительство.

Учитывая, что 42% украинцев были разочарованы действиями Владимира Зеленского в прошлом году, и 57% считают, что страна движется в неправильном направлении, неудивительно, что президент Украины обращается к популизму. Только 20% считали, что президент Зеленский лучше своего предшественника Петра Порошенко, 30% считали, что он как президент хуже, а 41% придерживался мнения, что между ними нет никакой разницы.

Традиционным врагом популистов на Украине всегда были олигархи. Во время избирательных кампаний все политические силы Украины, от левых до правых и независимо от того, являются ли они прозападными или пророссийскими, обещают «разобраться с олигархами».

С расчетом на следующие выборы Зеленский начал «кампанию по деолигархизации», взяв на прицел двух противников.

Первым является пророссийская партия Оппозиционная платформа «За жизнь» (ОПЗЖ), которую он считает главным конкурентом своей партии «Слуга народа» среди русскоязычных жителей юго-востока Украины.

Второй противник — Порошенко, к которому он испытывает личную неприязнь. Он стремится ослабить поддержку возглавляемой бывшим президентом правоцентристской партии «Европейская солидарность».

Хотя украинская общественность традиционно обвиняет олигархов во всевозможных грехах, она в то же время скептически относится к мотивам Зеленского, и только 31,5% считают, что он стремится к справедливости или что «деолигархизация» приведет к улучшению. При этом более половины украинцев — 57%- считают проводимую Зеленским «деолигархизацию» либо популизмом, направленным на повышение его рейтинга популярности, либо попыткой завладеть экономическими активами и СМИ олигархов для команды президента

Три политические партии в парламенте («Европейская солидарность», «Голос» и «Отечество» Юлии Тимошенко), обычно не стремящиеся к сотрудничеству друг с другом, разработали свой собственный альтернативный законопроект о «деолигархизации», который они представили 15 июня, через 13 дней после публикации проекта Зеленского. Их проект с длинным названием «О деолигархизации, содействии конкуренции, очищении власти от коррупционных действий и социальной ответственности бизнеса» направлен на устранение многих несоответствий в подходе президента.

«Деолигархизация» Зеленского не совсем понятна в том, как следует определять олигархов. Имена включены в секретный список из 13 человек, которые якобы имеют чрезмерное влияние в политике, СМИ и на государственных чиновников. Зеленский пытается лишить этих 13 олигархов возможности оказывать влияние на СМИ и политические партии и закрыть им доступ к приватизации крупных объектов.

При этом не объясняется, каким образом олигархов заставят продавать свои СМИ. Это, скорее всего, приведет к протестам со стороны международных организаций и правозащитных органов в связи с угрозами свободе СМИ на Украине.

Аналогичным образом, учитывая огромную теневую экономику, на долю которой приходится более половины ВВП, и активы, размещенные за рубежом, Зеленский не объяснил, как власти намерены положить конец скрытому финансированию политических партий представителями крупного бизнеса.

Не стоит забывать, что крупный бизнес перечисляет финансовые пожертвования политическим партиям в США и Европе.

Популизм мешает очищению судебной системы Украины?Страна.ua25.06.2021NV.ua25.06.2021Главред17.06.2021Более того, наверное, неудивительно, что популизм Зеленского в виде «деолигархизации» оставляет без внимания огромную теневую экономику Украины, поскольку попытки сократить масштабы этой теневой экономики были бы непопулярны среди представителей его электоральной базы.

Подобные Зеленскому популисты, выступающие против истеблишмента, предпочитают атаковать «элиту». Теневая экономика способствует повсеместному снижению уровня коррупции и повсеместному неуважению к верховенству закона. Из 30 миллионов «экономически активных» украинцев только 37% (10,9 миллиона) платят налоги.

 11,8 миллиона работоспособных украинцев официально никаких денег не зарабатывают, то есть, они работают в теневой экономике, где получают неофициальную зарплату. Усугубляют ситуацию высокие показатели уклонения от уплаты налогов на западной Украине, которая не видит в этом противоречия своим претензиям на звание самого патриотического региона страны.

Уклонение от уплаты налогов также широко распространено в портовом городе Одесса и в меньшей степени в столице — Киеве.

Крупнейшие промышленные компании Украины слишком велики и заметны, чтобы прятаться в теневой экономике. Между тем «деолигархизация» не способствует улучшению ситуации в плане верховенства закона на Украине, например, путем сокращения широкомасштабной коррупции в судебной системе.

Как отметил консервативный исследовательский центр Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) в своем Индексе экономической свободы 2021 года, «[Киеву] необходимо повысить уровень доверия инвесторов, продолжая обновлять инвестиционный кодекс и проводя глубокие и комплексные реформы для укрепления правоохранительных органов и повышения уровня защиты прав собственности, повышения эффективности судебной системы и репутации правительства».

Читайте также:  Реальна ли бесплатная юридическая консультация? - обзор

В рамках популистской политики Зеленского по «деолигархизации» планируется повысить налоги для отдельных олигархов, которые владеют крупнейшими украинскими компаниями по добыче природных ресурсов.

Речь в частности идет о возможном увеличении в три раза арендных платежей при добыче железной руды и почти трехкратное увеличение налога на утилизацию неопасных отходов горнодобывающей промышленности.

Согласно официальным статистическим данным, опубликованным правительством, 60% железной руды, добываемой на Украине, идут на экспорт, при этом на долю украинской металлургической промышленности приходится 12% ВВП страны. 19 из 100 крупнейших налогоплательщиков Украины работают в металлургическом секторе.

Недавнее исследование показало, что каждое рабочее место в металлургической промышленности Украины косвенно способствует созданию дополнительных 2,2 рабочих мест в других секторах экономики, таких как транспорт или машиностроение.

Поскольку повышение налогов приведет к увеличению производственных затрат в металлургическом секторе Украины и росту цен для импортеров украинских металлов, планируемое Зеленским популистское повышение налогов создаст окно возможностей для российских конкурентов.

Популистская «деолигархизация» заставит импортеров и инвесторов искать стабильные сектора в других местах, особенно на трех четвертях мирового рынка металлов, где используется не прогрессивная арендная ставка, одобренная Зеленским, а фиксированная.

Популистское повышение налогов вынудит некоторых торговых партнеров Украины перенести свой бизнес, например, в Россию, страны ЕС, Австралию или Бразилию.

Значительно возрос спрос со стороны Китая на железную руду. Но повышение цен на экспорт из Украины (из-за популистского повышения налогов) приведет к тому, что китайские импортеры будут искать поставщиков в других странах.

Если для удовлетворения своих потребностей в железной руде Китай обратится к России, кампания Зеленского по «деолигархизации» приведет не только к снижению спроса на товары из Украины и затруднит восстановление экономики после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, но будет способствовать укреплению позиций России, увеличив ее долю рынка.

Кому выгоден предвыборный популизм Зеленского?

Кравец: в судебной системе Украины наблюдается полный нигилизм и популизм » ANTIRAID

При кажущемся благополучии в Министерстве юстиции Украины на самом деле все не так уж хорошо. Затеянная люстрация, судебная реформа, немыслимые новшества привели к полному правовому хаосу.

Министерство юстиции Украины под руководством Павла Петренко добилось того, что в ведомстве процветает ‘кумовство’, ключевые должности раздаются родственникам и бывшим коллегам. Все, что они ни делают, действует во вред рядовым украинцам, но во благо правящей власти.

Электронные реестры недвижимости словно созданы для того, чтобы дельцы переписывали чужое имущество на нужных людей. На судей надавили и сделали полностью подвластными элите. Адвокатам в их работе ставят палки в колеса.

Но при этом всех и вся уверяют, что подобное только во благо.

По мнению старшего партнера адвокатской конторы ‘Кравец и партнеры’ Ростислава Кравца, это все приведет к полному развалу юстиции Украины.

Ростислав Юрьевич, сегодня в стране каждый делает что хочет. Захотел — перекрыл трассу, ж/д пути, захватил земельный участок или же здание. Причина в том, что не работает правоохранительная и судебная системы или же несовершенны законы?

— Законы в Украине совершенны, и формировались они на десятилетия и работают, если их применять.

Но после ‘революции достоинства’ произошло то, что действующая власть, в отличие от ‘преступной власти’, не обращается в суды о запрете проведения никаких мирных акций, перекрытия дорог и так далее.

Если ранее местные власти обращались с соответствующим ходатайством в суды, то нынешняя власть этого не делает. А потом происходят силовые разгоны. К сожалению, это сегодня стало нормой.

В первую очередь, это связано с тем, что сегодня к власти пришли те, кто критиковал предыдущую власть в отсутствии закона мирных собраний, но они сами за три года своего правления так и не смогли его ни написать, ни принять. А в связи с отсутствием этого закона судьи могут отказывать властям в запрещении мирных собраний.

Что касается в целом соблюдения законодательства, то в связи с проводимой судебной реформой наблюдается полный нигилизм, а скорее, популизм. Когда законодательные нормы пытаются подменить общественными нуждами. Мы видели поездки генпрокурора Луценко в суды к обвиняемому в грабеже, разбое экс-замкомбата ‘Айдара’ ‘Бати’, где он говорил, что ‘мы тебя поддерживаем’.

Ну, куда это годится? Вот такой подход власти создает в Украине в целом правовой нигилизм и недоверие не только к правоохранительной и судебной системе, но и государственной, что, в свою очередь, приводит к рейдерским захватам, большому количеству незаконных застроек, потому что все видят, что это можно делать относительно безнаказанно.

А безнаказанность порождает вседозволенность.

Суды сегодня полностью деморализованы, после люстрации, конкурсов и того негатива, который вылили на судей. Это было сделано специально?

Руководители стран ЕС потребовали от Зеленского освободить Медведчука из под домашнего ареста и отменить санкции против оппозиционных СМИ

Офис президента

На прошедшем неделю назад саммите Восточного партнерства в Брюсселе подняли вопрос внесудебной расправы над оппозиционными СМИ в Украине и потребовали от Владимира Зеленского отменить беспредельные санкции СНБО, которыми заблокировали вещание трех ведущих информационных телевизионных каналов — «112 Украина», NewsOne и ZIK, а также незаконно закрытого без решения суда спустя час после начала эфира телеканала «Перший Незалежний», а позже — изданий «Страна.uа» и «Шарий.net».

По мнению европейских лидеров, освобождение Виктора Медведчука помогут снять напряженность внутри Украины и в отношениях с Россией.

В свою очередь, вопрос о неприемлемости санкций против СМИ стал одним из пунктов предложений, выдвинутых европейскими лидерами на прошедших в режиме строгой конфиденциальности переговорах с украинской стороной на разных уровнях об отношениях с Россией и о внутренней ситуации в Украине, сообщает Страна. 

«Это были переговоры о деэскалации напряженности вокруг Украины и России, а также обмен мнениями по вопросам внутренней украинской политики и ситуации с правами человека в стране. Европейские лидеры выдвинули Зеленскому список предложений, чтобы разрядить ситуацию.

В частности, там был пункт о том, что санкции СНБО против оппозиционных СМИ, включая санкции против «Страны» и трех оппозиционных телеканалов закрытых еще в феврале 2021 года, несправедливы и их нужно отменить.

Санкции против оппозиционных СМИ, как считают лидеры ряда европейских стран, только еще больше усугубляют ситуацию и усиливают раскол в Украине. Также в предложениях говорилось о том, что нужно освободить из под домашнего ареста Виктора Медведчука.

По мнению европейцев эти меры помогут снять напряженность в отношениях с Россией, а также внутри Украины. Предложения публично не озвучивались и были переданы украинской стороне в конфиденциальном порядке», — рассказал «Стране» источник в дипломатических кругах, имевший отношения к переговорам.

Напомним, что в Брюсселе на саммите Восточного партнерства Зеленский впервые встретился с новым канцлером Германии Олафом Шольцем, а также провел переговоры с Макроном и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Обсуждали Минские соглашения, ситуацию на Донбассе и отношения с Россией.

2 февраля президент Владимир Зеленский подписал указ о применении санкций против телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK. Согласно указу, который вступил в силу с момента подписания, к телеканалам применены санкции на протяжении пяти лет. Это предусматривает блокировку вещания всех трех телеканалов. 

26 февраля журналисты незаконно закрытых президентом Владимиром Зеленским телеканалов объединились и создали новый телеканал – «Перший Незалежний». Учредителями нового медиа стала группа журналистов, ранее работавших на каналах «112 Украина», NewsOne и ZIK. Но буквально через час после начала вещания власть незаконно отключила телеканал от эфира. 

20 февраля Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, которым ввел в действие решения Совета нацбезопасности и обороны ввести санкции против 8 человек — среди них председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук и его жена Оксана Марченко. 

13 мая в Печерском суде Киева избрали меру пресечения председателю политсовета партии ОПЗЖ Виктору Медведчуку. 21 мая Киевский апелляционный суд оставил в силе круглосуточный домашний арест для нардепа. 9 июля суд продлил домашний арест Виктора Медведчука до 7 сентября.

Сразу же после начала заседания адвокаты лидера ОПЗЖ заявили об отводе судье Сергею Вовку. Дело в том, что Вовк решил рассматривать вопрос продления сроков досудебного расследования без стороны защиты. Но в итоге суд отклонил ходатайства об отводе судьи, и прокурора.

30 июля Киевский апелляционный суд отказал адвокатам председателя политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука в удовлетворении апелляции относительно продления сроков домашнего ареста политика до 7 сентября. В ходе судебного заседания 2 сентября Печерский районный суд принял решение о продлении сроков заключения в виде домашнего ареста еще на 2 месяца, до 31 октября. 

В ОПЗЖ отреагировали на этот правовой произвол и заявили, что такие действия власти — откровенная и циничная политическая расправа над оппозиционным политиком, который своей принципиальной позицией раскрывает непрофессионализм, продажность и антинародный характер власти.

Комментируя ситуацию, Виктор Медведчук подчеркнул, что его адвокаты полностью готовы к процессу обжалования меры пресечения и у них есть доказательства, которые опровергают обвинение прокуратуры и доказывают незаконность применения к нему домашнего ареста.

Так, стороной защиты была подана апелляция на решение Печерского районного суда Киева о продлении меры пресечения политику. Однако 30 июля Киевский апелляционный суд отклонил ее, несмотря на разгром всех доводов обвинения.

8 октября народный депутат от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Ренат Кузьмин заявил, что представители ГБР повесткой вызвали Медведчука якобы для ознакомления с материалами давно уже оконченного уголовного дела о государственной измене и нарушении правил ведения войны.

В это же время, по словам нардепа, представители ОГП, нарушая закон, попытались вручить оппозиционному политику новое подозрение в государственной измене и содействии терроризму. Однако адвокаты Медведчука не дали прокурорам сделать это.

Читайте также:  Регистрация торговой марки, товарного знака, ТМ в

Позже он опубликовал видео, как прокуроры попытались вручить очередное подозрение председателю политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь», народному депутату Виктору Медведчуку, однако адвокаты политика пресекли эту попытку.

Уже в понедельник, 11 октября, Кузьмин сообщил, что Медведчуку все-таки вручили ходатайство об аресте или залоге в один миллиард гривен.

Это притом что Медведчук уже находится под домашний арестом, его не нарушает и по закону суд просто не может изменить ему меру пресечения на более тяжкую.

 Новые обвинения связаны со срывом поставок угля в Украину из ЮАР и содействии поставок топлива из оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей в 2014 году.

В ходе судебного заседания во вторник, 12 октября, Печерский районный суд принял решение о мере пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста председателю политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь», народному депутату Виктору Медведчуку по новому подозрению до 7 декабря. Сам Медведчук заявил, что продолжит борьбу с нынешней властью вне зависимости от того, насколько усилятся репрессии в отношении его. Он подчеркнул, что вместе с «Оппозиционной платформой — За жизнь» будут продолжать защищать интересы украинского народа.

В среду, 20 октября, должно было состоятся рассмотрение апелляции по этому делу, но Киевский апелляционный суд перенес рассмотрение апелляционной жалобы прокуроров на решение суда по мере пресечения главе политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», народному депутату Виктору Медведчуку. Судебное заседание перенесли на 11:00 9 ноября.

Отметим, в сентябре в Киев приезжали с визитом секретарь Сената Франции, вице-президент Комитета иностранных дел, обороны и вооруженных сил Сената Франции, член Парламентской ассамблеи НАТО от Франции и член Межпарламентского союза Жоэль Геррио, а также французский сенатор Натали Гуле.

 Они посетили председателя Политсовета партии «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь» Виктора Медведчука, который находится под домашним арестом, и провели встречу с ним и сопредседателем партии Вадимом Рабиновичем.

А уже 1 ноября немецкие политики основных уровней — депутат Европейского парламента от Германии, доктор Максимилиан Кра, член комитета по внешней политике Бундестага Петр Быстронь и член комитета международного сотрудничества ландтага Баварии Ульрих Зингер — посетили председателя политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», народного депутата Украины Виктора Медведчука и выразили ему свою поддержку. В свою очередь Виктор Медведчук поблагодарил немецких коллег, которые нашли время  приехать к нему в гости, с учетом тех условий и той ситуации, в которой он находится.

Во вторник, 2 ноября, Печерский районный суд Киева назначил председателю политического совета «Оппозиционной платформы — За жизнь!» Виктору Медведчуку меру пресечения в виде личного обязательства, как и ходатайствовала прокуратура. Однако практического значения это уже не имеет, так как Медведчук находится под мерой пресечения в виде домашнего ареста по другому делу — об «угольной госизмене».

11 ноября ведущий европейский адвокат Бертран Мельмендье присоединился к команде правовой защиты председателя политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь», народного депутата Виктора Медведчука. Он подписал договор о правовой защите лидера оппозиции. 

Ведущие европейские политики, международные и украинские эксперты и мировые СМИ раскритиковали указ Зеленского о прекращении работы телеканалов «112 Украина», NewsOne и Zik.

За последние месяцы мировые СМИ, европейские политики и эксперты опубликовали 120 969 материалов, посвященных травле украинскими властями оппозиции и независимых телеканалов.

Борислав Береза: Проблема №1 – не коррупция или война, а популизм. Не верите? Взгляните на Венесуэлу

Это лонгрид. Я понимаю, что не многие его осилят. Понимаю и то, что этот текст не соберет много лайков. Но ведь я и не ориентируюсь на любителей простых решений.

Кто больший враг Украины сегодня – коррупция или война? Не первое и не второе. Коррупция и война – это проблемы, но они решаемы при наличия политической воли.

У нас есть еще одна проблема, которая уже достигла таких размеров, что скоро станет врагом номер один в Украине. Речь идет о популизме.

О воинствующем популизме, который берут на вооружение всё больше политиков и в плен которого попадают избиратели Украины. А эту проблему политической волей или правоохранительными органами не решить!

Политические стратегии «обо всем и ни о чем», независимо от их идеологической формы, тормозят реформы и развитие Украины. Но учиться всегда лучше на чужих ошибках, поэтому обратимся к опыту Венесуэлы — страны победившего популизма.

Яркий клич Уго Чавеса «вернем власть народу» в свое время был обречен на успех, не меньший, чем сериал «Слуга народа».

Да, Мадуро получил власть, обещая «конец эпохи бедности» и борьбу с коррупцией, но политика, основанная лишь на нефтедолларах и популистских обещаниях, была сшита белыми нитками. Выполнять обещания Мадуро не планировал.

Впоследствии, когда богатейшая по природным ископаемым страна стала беднейшей на своем континенте, «благополучие для избранных» в Венесуэле рухнуло. Пропасть между народом и коррумпированной элитой усугубили диктатуры. Падение экономики не остановило ничто.

Рост преступности, голод, болезни и отсутствие медицинской помощи отразила сухая статистика. Детская смертность увеличилась на 30%, материнская — на 65%, 87% жителей не смогли приобрести пищу. В результате если в 2016 г. из страны эмигрировали 150 тыс.

человек, в 2020 из Венесуэлы в Колумбию сбежал уже 1,5 миллиона венесуэльцев и рост эмиграции не останавливается. Люди бегут от попупулизма в поисках лучшей жизни. Гиперинфляция в Венесуэле c каждым днем продолжает бить новые рекорды.

Уровень инфляции в 2020 году — три тысячи процентов.

Популизм довел Венесуэлу до такого обнищания, что в виде поощрения венесуэльских военных, отличившихся во время подавления массовых антиправительственных протестов наградили…туалетной бумагой.

За туалетной бумагой, которую продают по спискам, составленным специальными комитетами по распределению продовольствия и товаров первой необходимости, стоят гигантские очереди. На человека — не больше упаковки. И это в Каракасе.

Провинциальным жителям приходится сложнее, потому что в столице их не отоварят. Хотите, чтобы и у нас рулон туалетной бумаги стал пределом мечтаний?

Решение Международного Суда ООН по делу Украина против России: как аукается прошлое

Вечером в пятницу 8 ноября 2019 г. ленты российских новостных агентств запестрели сообщениями о том, что Россия проиграла Украине в Международном Суде ООН (МС ООН).

Лишь немногие СМИ предложили правильную версию происшедшего, сообщив, что МС ООН не согласился с возражениями России в отношении юрисдикции Суда в данном споре, и теперь дело будет рассматриваться по существу.

Украина в своих требованиях заявляет, что действия России в Крыму нарушают Международную конвенцию о запрете всех форм расовой дискриминации 1965г.

, а действия России в Донбассе противоречат обязательствам России, взятым ею в рамках Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Но в рамках данного поста мы не будем рассматривать сущностные требования, а сосредоточимся на процессуальных аспектах вынесенного МС ООН решения.  

Решение МС ООН по вопросам юрисдикции по иску Украины к России интересно прежде всего тем, что позволяет сделать некие обобщения о взглядах государств на МС ООН и на международное правосудие в целом.

Не будет преувеличением сказать, что у этого решения МС ООН есть своя процессуальная предыстория, которая началась в далеком 1989 г. с появления Указа Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г.

N 10125-XI «О снятии сделанных ранее оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров» (Указ).

Речь в Указе шла о ранее сделанных оговорках СССР в шести конвенциях, среди которых была и Международная конвенция о запрете всех форм расовой дискриминации 1965 г. Этот Указ ознаменовал собой окончание почти 45-летней политики СССР по исключению любой возможности попасть под юрисдикцию МС ООН.

Можно по-разному относиться к этой политике, но ей нельзя отказать в последовательности. В результате, за первые 50 лет существования МС ООН СССР ни разу не был стороной по делу в Суде, при этом всегда сохраняя в составе Суда судью от СССР.

Указ, принятый в самый разгар перестройки и политики «нового мышления», должен был, судя по всему, показать и доказать всему миру нашу открытость.

Однако так же, как в договорах о защите иностранных инвестиций арбитражная оговорка означает своего рода оферту посудиться, адресованную неограниченному кругу лиц, то и здесь отказ от оговорок означал безотзывное согласие СССР на юрисдикцию МС ООН при подаче против Советского Союза любого иска от любого государства – участника этих конвенций. Россия продолжила эту новую политику, никогда уже не заявляя при подписании новых многосторонних договоров оговорок в отношении юрисдикции МС ООН. Такой оговорки не было сделано и при ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

Читайте также:  Час, з якого присуджуються аліменти на дитину

Другим событием, без которого не было бы решения МС ООН от 8 ноября, стало его же решение по юрисдикции в споре Грузия против России 2011 года. После конфликта в августе 2008 г. Грузия обратилась в МС ООН, обвиняя Россию в нарушении Международной конвенции о запрете всех форм расовой дискриминации 1965 г.

в виде этнических чисток и насильственного переселения грузин, проживавших на территории Южной Осетии. Оговорки, сделанной СССР, уже не было, и России впервые в ее истории пришлось выступать в качестве ответчика в МС ООН.

Курировавший этот спор МИД предельно серьезно подошел к этой задаче, наняв команду высокопрофессиональных юристов, имеющих богатый опыт преставления интересов клиентов в МС ООН.

Первое испытание закончилось тогда для России хорошо – МС ООН в итоге согласился с доводами ответчика, что Грузия явно поспешила, направив иск в МС ООН спустя всего лишь несколько дней после начала конфликта и не выполнив тем самым требования об обязательном прохождении досудебных процедур в виде переговоров. Именно так МС ООН истолковал ст. 22 Конвенции, которая говорит буквально следующее:

«Любой спор между…

государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не разрешен путем переговоров или процедур, специально предусмотренных в настоящей Конвенции, передается по требованию любой из сторон в этом споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования».

По мнению МС ООН, формулировка данной статьи об обращении к «переговорам или процедурам, специально предусмотренным в настоящей Конвенции», представляет собой предварительные условия, которые должны быть выполнены перед тем, как дело будет принято к рассмотрению Судом. С учетом того, что Грузия не заявляла, что обращалась к «переговорам или процедурам, специально предусмотренным в настоящей Конвенции», МС ООН сосредоточился на том, выполнено ли истцом условие о проведении досудебных переговоров.

Суд в своем решении заявил, что «переговоры отличаются от простого заявления протеста или дебатов…

и подразумевают нечто большее, чем простое противоречие правовых позиций или интересов межу сторонами, или наличие серии обвинений и контробвинений или даже предъявление требований и прямо противоположных встречных требований… Концепция «переговоров» отличается от концепции «спора» и требует по меньшей мере искренних попыток одной из сторон спора начать дискуссию с другой стороной с целью разрешить спор…» Очевидно, что в отсутствие реальных попыток провести переговоры условие об обязательных досудебных переговорах является невыполненным. Эти условия оказываются выполненными в случае провала переговоров или когда переговоры оказались тщетными или зашли в тупик.

Реформа с опозданием и мгновенным эффектом: как изменили Украину 6 лет декоммунизации

Больше 70 лет Украина была под советским игом. За годы оккупации коммунистическим режимом с центром в Москве уничтожили миллионы украинцев.

Тоталитарный режим использовал коммунистическую идеологию для своей сакрализации и контроля за покоренными народами.

Идеология и пропаганда играли в СССР чрезвычайно важную роль, что позволяло зомбировать и держать в иге миллионы людей, а «железный занавес» создавал иллюзию единого верного пути и отсутствия других альтернатив.

Фарс в Кремле: как Россия 7 лет назад украла украинский Крым

В таких условиях поколение за поколением в СССР создавали новый тип людей – советского человека или Homo Soveticus. В отличие от повести Булгакова, советские идеологи не применяли операции на гипофизе, они создали свою реальность, но распространили ее не на маленький городок, как в фильме Милоша Формана «Шоу Трумана», а на целую страну – самую большую в мире.

Инструментом этой новой реальности были многочисленные топонимы и памятники. За многие годы они стали частью жизни простых людей, а некоторые даже не догадывались, что то или иное название связано с именем преступника, виновного в смертях украинцев. Так, например, было с городом Днепропетровск. Его назвали в честь сталинского палача Григория Петровского, которого признали одним из организаторов Голодомора.

Другим важным аспектом является то, что советская идеология была и остается частью имперского российского нарратива. Благодаря этому большевики так долго держали Украину под контролем, то же пытаются делать их преемники – Путин и его прихвостни.

Именно поэтому для очищения исторической памяти, восстановления справедливости и освобождения Украины от российского идеологического ига необходима декоммунизация.

Таким образом, декоммунизация – это украинизация, деколонизация и дерусификация Украины.

В отличие от Польши и стран Балтии молодое украинское государство не решилась на полную декоммунизацию в 1991 году. В стране не провели люстрацию, и власть ограничилась полумерами – время упустили. Осторожные попытки восстановления исторической правды во времена президента Ющенко были нивелированы фактической реставрацией «Совка» во времена президента Януковича.

Исторический момент – 8 декабря 2013 года:

То, на что не решилась власть, сделали простые люди в дни Революции Достоинства. 8 декабря 2013 года в Киеве на бульваре Шевченко активисты повалили памятник основателю советского государства Владимиру Ленину и дали старт «ленинопаду» по всей Украине.

После победы Революции Достоинства встал вопрос о переходе от стихийной к организованной борьбе с тоталитарным прошлым.

9 апреля 2015 года Верховная Рада приняла 4 закона из так называемого «декоммунизационного пакета». Через 20 дней свою подпись под ними поставил тогдашний спикер Владимир Гройсман, а 15 мая – президент Порошенко. 21 мая 2015 года законы о декоммунизации вступили в силу и официально стали частью государственной политики Украины. С опозданием минимум на 24 года.

Согласно реформе децентрализации, вопрос переименования отдали местным общинам. Общий надзор за процессом декоммунизации и украинизации возложили на Институт национальной памяти во главе с Владимиром Вятровичем. Последний стал лицом всего процесса и получил одновременно и политические дивиденды, и огромную порцию критики.

Процесс действительно был масштабным. За первые полтора года декоммунизировали 51 493 объекта топонимики в городах, поселках и селах, в том числе 32 города, 955 поселков, 25 районов, 51 493 улицы, площади, скверы и тому подобное.

Также продолжился «ленинопад» – демонтировали 1 320 памятников Ленину и 1 069 памятников другим деятелям тоталитарной эпохи. За уничтожением некоторых, наиболее одиозных, памятников можно было следить в режиме онлайн, как, например, в Запорожье.

Декоммунизация в цифрах:

Сейчас коммунистические истуканы остались только в некоторых отдаленных селах и на временно оккупированной россиянами территории – в Крыму, на Донетчине и Луганщине. Поэтому есть надежда, что большинство украинцев больше не будут расти под влиянием тоталитарной идеологии.

Тарас Шевченко и современность: интересные факты о Кобзаре

В процессе декоммунизации переименовали 2 областных центра – Днепропетровск стал Днепром, а Кировоград – Кропивницким. Этому процессу предшествовала большая полемика, которая сопровождалась противодействием как пятой колонны, так и местных элит.

В частности, власть бывшего Днепропетровска фактически забанила варианты, которые бы связывали город со временами казачества (Сичеслав, Кодак и тому подобное) и до последнего настаивала на старом названии.

В итоге пришли к компромиссу в виде убирания лишних букв – этакой топонимической кастрации.

В уже бывшем Кировограде договориться о новом названии на региональном уровне так и не удалось, поэтому его получили из Киева. При этом на карте Украины до сих пор остаются Кировоградская и Днепропетровская области, так как для того, чтобы их убрать, нужно менять Конституцию.

Показательным также стал пример того незаметного райцентра на Полтавщине, который из унифицированного Комсомольска превратился в эпические Горишние Плавни.

Именно такой вариант предложил Институт национальной памяти.

Дискуссия относительно Верхних Плавней приобрела признаки общеукраинской и вылилась в недовольство названием президента Порошенко и настоящую битву в соцсетях сторонников старого и нового имени.

Порошенко о Горишних Плавнях:

При этом у самих жителей бывшего Комсомольска эпопея с переименованием никакого интереса и энтузиазма не вызвала, потому что они были озабочены насущными проблемами выживания в условиях кризиса.

После успехов первых лет декоммунизации процесс ожидаемо замедлился. Во-первых, осталось мало неукраинизированных объектов, во-вторых, местные общины начали активно противодействовать переименованию.

Им помогли в этом пророссийские силы из партии «ОПЗЖ» (депутаты Кива, Рабинович, Кузьмин и др.

), а также представители медийной пятой колонны – телеканалы Медведчука, ресурсы пророссийских блогеров Шария и Портнова, сайты «Страна», «Вести» и другие.

В 2020 году Институт национальной памяти направил 650 рекомендаций относительно декоммунизации и получил всего 24 положительных ответа, то есть менее 5%.

К теме День государственного герба Украины: история трезубца и настоящего символа страны

Наиболее громкими попытками саботажа декоммунизации являются процессы в Харькове и Одессе. В Харькове уже много лет продолжается борьба за проспект Петра Григоренко. Имя выдающегося борца за Украину не нравится местным властям, и они желают вернуть старое название проспекту – имени Жукова.

Ссылка на основную публикацию