Расширены полномочия Омбудсмена для защиты прав бизнеса

Предприниматели не всегда могут самостоятельно отстоять свои законные интересы.

Трудные случаи, например, связанные с коррупцией, бюрократическими, административными, коммуникационными барьерами, поможет решить уполномоченный по защите прав предпринимателей Московской области.

В каких случаях можно обратиться к бизнес-омбудсмену и как это сделать, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Как построить магазин или автомойку в Московской области: 7 подсказок для бизнеса>>
  • Задачи и полномочия омбудсмена

Расширены полномочия Омбудсмена для защиты прав бизнеса

Ноутбук

Источник: ©, pixabay.com

Уполномоченный защищает права и законные интересы предпринимателей, контролирует для этих целей деятельность органов власти разных уровней на территории Московской области. Также он помогает развитию общественных институтов в данной сфере, взаимодействует с бизнес-сообществом, участвует в реализации государственной политики в области предпринимательства. 

  1. В рамках своей деятельности омбудсмен имеет право:
  2. – запрашивать у органов власти и должностных лиц необходимую информацию;
  3. – обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, а также признании незаконными решений и действий (бездействия) органов власти;
  4. – направлять в органы власти мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов или внесении в них изменений;
  5. – направлять губернатору мотивированные предложения об отмене или приостановлении действия актов исполнительных органов власти;
  6. – сообщать в прокуратуру и полицию о нарушении прав предпринимателей;
  7. – участвовать в выездных проверках предпринимателей (на основании заявления от предпринимателя);
  8. – посещать в СИЗО и исправительных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях в сфере предпринимательства;
  9. – привлекать экспертов для помощи предпринимателям.
  10. Офисы «Мой бизнес» в Подмосковье: все услуги для предпринимателей в одном окне>>
  11. Кто и по каким поводам может обращаться

Расширены полномочия Омбудсмена для защиты прав бизнеса

Подача документов

Источник: Фотобанк Московской области, Борис Чубатюк

К уполномоченному по правам предпринимателей в Московской области могут обращаться не только граждане, зарегистрированные в Подмосковье, но и те, чьи права были нарушены на территории региона. Следует помнить, что жалобу по одному и тому же вопросу можно направить только одному омбудсмену.

Если выяснится, что аналогичное обращение заявитель подал в другом регионе, в Подмосковье его рассматривать не будут.Причины обращения могут быть разными. Например, предпринимателю не оплатили муниципальный контракт, неправильно начислили таможенный сбор или налог.

Можно пожаловаться на нарушение процедуры торгов, незаконное уголовное преследование бизнеса, отказ полиции в возбуждении уголовного дела, действия судебных приставов, проведение необоснованной проверки и другие ситуации.

  • Предприниматель может привлечь уполномоченного к участию в выездной проверке на своем предприятии, которую проводит какой-либо контролирующий орган.
  • Также можно обратиться к омбудсмену с просьбой участвовать в суде в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
  • Инвестиционный портал Подмосковья: что может интерактивный помощник бизнесмена>>
  • Как подать обращение

Расширены полномочия Омбудсмена для защиты прав бизнеса

Компьютер ноутбук

Источник: РИАМО

В обращении уполномоченному необходимо изложить суть предложения, заявления или жалобы. Обязательно надо указать, какие именно права заявителя нарушены, кем, при каких обстоятельствах.

Также бизнесмену следует сообщить, что конкретно он пытался предпринять для разрешения ситуации и какие действия, по его мнению, приведут к восстановлению его прав.

Можно приложить документы в подтверждение своих слов (текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы).

Обращения принимают в бумажном или электронном виде. Подать заявление можно во время личного приема или отправив по почте. Кроме того, в муниципалитетах Подмосковья работают общественные приемные уполномоченного.

Электронную форму обращения можно заполнить на сайте уполномоченного. Ответ придет на указанный e-mail.

  1. Если жалобу приняли к рассмотрению, уполномоченный уведомляет заявителя о мерах по восстановлению его нарушенных прав не реже одного раза в два месяца.
  2. Развитие ГЧП в Подмосковье: как бизнес помогает реализовать социальные проекты>>
  3. Действия уполномоченного в ответ на жалобу

Расширены полномочия Омбудсмена для защиты прав бизнеса Источник: РИАМО, Николай Корешков

  • В результате рассмотрения обращения уполномоченный совершает одно или несколько из следующих действий:
  • – разъясняет заявителю его права и способы их защиты;
  • – передает жалобу в соответствующий орган власти или должностному лицу (запрещено передавать обращение в тот же орган, на который поступила жалоба);
  • – направляет заключение с перечнем мер по восстановлению прав заявителя в орган власти или должностному лицу, на которые поступила жалоба;
  • – обращается в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов;
  • – обращается в суд с иском о защите прав других предпринимателей;
  • – обжалует вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя (в установленном законом процессуальном порядке);
  • – направляет обращения о привлечении виновных в нарушении прав к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
  • Как в Подмосковье получить усиленную квалифицированную электронную подпись>>

Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей поддержал расширение его полномочий

11 декабря в рамках VI Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей состоялось открытое заседание Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Главы предпринимательских объединений единодушно поддержали расширение полномочий бизнес-омбудсменов, включая предоставление им статуса частичной неприкосновенности.

Они также отметили значимую роль Института уполномоченных в развитии отечественного бизнеса и поддержании в стране благоприятного инвестиционного климата.

Российские предпринимательские объединения вышли на режим работы, когда дискуссии по отдельным вопросам и законопроектам не мешают им находить компромисс и быть едиными в главном – поддержке развития предпринимательства в России, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Сама обстановка в экономике, масса проблем стоящих перед предпринимательским сообществом подталкивает нас к общим действиям», — заявил он.

«Институт бизнес-омбудсменов состоялся и на федеральном и на региональном уровне, — отметил Президент торгов-Промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

— Он реально защищает права предпринимателей и отстаивает позицию предпринимательского сообщества по многим вопросам, взаимодействуя с силовыми и экономическими министерствами и ведомствами».

Он назвал расширение полномочий бизнес-омбудсменов логичным шагом, полностью соответствующим текущим задачам, стоящим перед бизнес-омбудсменами.

Президент РСПП Александр Шохин напомнил, что при создании Института Уполномоченного у экспертов РСПП были серьезные сомнения по части его полномочий.

В частности, опасения вызывало право бизнес-омбудсмене выносить предписания о приостановке ненормативных актов муниципальных органов власти. «Сейчас мы видим, что эти опасения были напрасными, — заявил он.

– И возможно их стоит распространить и на федеральные ненормативные акты. Все знают практику, когда министерство выпускает рекомендательные письма, но попробуй их только не выполни»!

За расширение полномочий высказался и Президент «Опоры России» Александр Калинин.

Он подчеркнул, что сейчас всему предпринимательскому сообществу надо быть единым и добиться принятия целого ряда норм, которые должны облегчить жизнь бизнесу: принять Закон о самозанятых, ввести обязательную экспертизу Налоговой службы по налоговым преступлениям и целого ряда других инициатив, выдвинутых Институтом Уполномоченного.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик рассказал о проведенной работе в крае по улучшению инвестиционного климата и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

«Практика показала, что полномочия бизнес-омбудсменов оказались не избыточными, а недостаточными», — заявил Президент «Деловой России» Алексей Репик.

Он отметил, что в своем последнем Послании Президент России не только много времени уделил поддержке и защите бизнеса, но и предложил целый ряд механизмов, которые могут стать серьезными драйверами роста, но требуют тщательного общественного контроля.

«Изъятие неиспользуемых сельскохозяйственных земель потенциально способно дать сильный толчок и сельскому хозяйству, и строительству, но без должного контроля открывает феноменальный масштаб для злоупотреблений», — считает он.

– Набор льгот предприятиям и субсидии как форма их поддержки требуют открытости, равного доступа. Наша задача обеспечить эту прозрачность и на федеральном и на региональном уровнях».

Уполномоченный по правам предпринимателей

С 2015 года в российских регионах работают уполномоченные по правам предпринимателей. Ещё их называют бизнес-омбудсмены. Рассказываем, в каких случаях и как уполномоченные помогают малому бизнесу.

Кто такой уполномоченный по правам предпринимателей

Уполномоченный по правам предпринимателей в субъекте РФ помогает коммерческим организациям и ИП в разногласиях с государственными и муниципальными органами.  

Уполномоченный — это госорган с небольшим аппаратом чиновников. Они работают на деньги государства, но не для него, а в интересах бизнеса. Учредители ООО и зарегистрированные ИП могут обратиться к уполномоченному своего региона и объяснить проблему с властью. Если права предпринимателя действительно нарушены, специалисты примут меры — о них читайте ниже. 

Читайте также:  Устранение препятствий в общении с ребенком через службу по делам детей

Помощь предпринимателям абсолютно бесплатна. Для обращения не надо составлять формализованную жалобу, собирать какие-то специальные документы или платить пошлину.

Также уполномоченные занимаются общественной деятельностью, и это тоже полезно предпринимателям. В аппарате проводят бесплатные лекции по разъяснению законов, организуют встречи с работниками надзорных органов для консультаций.

Уполномоченные работают по Закону от 07.05.2013 № 78-ФЗ. Узнать адрес для обращений в своём городе и найти региональный сайт омбудсмена можно тут.

В каких случаях предпринимателю можно обратиться к уполномоченному

Уполномоченный помогает предпринимателю, если его права нарушают именно органы государства и муниципалитета. Говоря на языке простых людей, это административные барьеры, неправомерные требования, бездействие чиновников, волокита с документами, необоснованные проверки.

В споры с контрагентами, банками, клиентами, работниками и конкурентами уполномоченный не включается. Для этого есть суды, антимонопольная служба и полиция.

Статья: 7 мифов о судах

Задача уполномоченного — защитить права предпринимателя, пока спор ещё не разрешён. Поэтому, если фирма или ИП уже судились с госорганом, и решение суда вступило в силу, помочь нельзя. Суд разобрался, кто прав.

Вот примерные проблемы коммерческих фирм с государством, когда помощь уполномоченного к месту: 

— Налоговая инспекция заблокировала банковский счёт, хотя декларации сданы и налоги заплачены. Или инспектор требует заплатить налог, когда предприниматель на другом налоговом режиме.

  • — Государственное учреждение не платит по госконтракту, но претензий к работам нет.
  • — МЧС приходит со второй внеплановой проверкой подряд и придирается.
  • — Роспотребнадзор назначает неадекватно высокий штраф за нарушение в торговле или общепите.

— Судебные приставы не снимают деньги со счёта должника. А должник спокойно работает дальше.

— Местная администрация затягивает выдачу разрешения на перепланировку торгового помещения.

Главное — чиновник должен действительно ошибаться, затягивать сроки или просить лишнего. Если предприниматель сам не принёс нужные документы, не заплатил налог или как-то ещё нарушил закон, уполномоченный не поможет.

Что уполномоченный может сделать

В общих чертах содействие уполномоченного заключается в следующем. 

Предприниматель обращается с жалобой, специалисты смотрят документы и консультируют. Если нарушения найдены, уполномоченный выносит заключение об их устранении или обращается в интересах предпринимателя в суд. Иногда уполномоченный помогает сторонам договориться без суда.

Здесь есть проблема. Госорганы и местная администрация не обязаны исполнять требования уполномоченного. Его заключение — это как бы настоятельный совет от государства, за невыполнение которого ничего не будет.  Поэтому, если спор окажется принципиальным, предпринимателю придётся идти в суд самостоятельно. А при проверках — защищаться другими методами.

Статья: как предпринимателю защититься при административной проверке

На региональных сайтах бизнес-омбудсменов публикуют истории успешной помощи предпринимателям. Рекомендуем почитать их. Возможно, по вашей проблеме с госорганом уже есть похожее дело с положительным исходом. 

Напоследок — вдохновляющий кейс

Предприниматель несколько лет торговала одеждой. 

Однажды пришёл Роспотребнадзор, проверил и увидел в продаже носки с рисунком листьев «наркотического вещества». Провели ботаническую экспертизу и возбудили административное дело по статье о пропаганде наркотиков. Предпринимателю грозил штраф 40 000 ₽. 

После обращения предпринимателя в дело вступился омбудсмен. Он нашёл нарушения в экспертизе и добился в суде замены штрафа на предупреждение.

Статья актуальна на 02.02.2021

Кто такой бизнес-омбудсмен. Объясняем простыми словами

Бизнес-омбудсмен рассматривает жалобы и обращения предпринимателей, участвует в обсуждении законопроектов, направляет предложения и иски о приостановке решений чиновников, при необходимости — обращается в суды, чтобы защитить права бизнесменов.

В России пост бизнес-омбудсмена при президенте занимает Борис Титов — заметная фигура в бизнес-сообществе. До 2012 года он занимал пост гендиректора «Абрау-Дюрсо». Потом перешёл на госслужбу и стал председателем совета директоров компании. В 2017 году он был советником президента и одновременно выдвигался в президенты России от Партии роста.

Борис Титов активно занимается делами предпринимателей. В 2017 году он лично приехал в СИЗО, где находились предприниматели, которые пожаловались руководству страны на «бездействие следователей в течение многих месяцев» и другие нарушения.

Тогда Титов заявил, что «нахождение в СИЗО — это прежде всего способ давления на предпринимателя с целью признания вины». Однако Следком его осадил, заявив, что его сотрудниками «строго соблюдаются ограничения, связанные с предпринимательской деятельностью фигурантов». Бизнес-омбудсмены не всемогущи.

«Я должен сказать, что это незыблемое правило не только для меня, но и для всех уполномоченных, хотя у нас там начали появляться какие-то идеи продления дальнейшего (срока. — Прим.

«Секрета»), но моя позиция остаётся прежней: нельзя оставаться, прирастать к месту, нельзя больше двух сроков заниматься одним и тем же делом».

(Борис Титов — о грядущем в 2022 году уходе с поста бизнес-омбудсмена при президенте России.)

Уполномоченные по защите прав предпринимателей официально появились в России в 2012 году. Согласно законодательству, бизнес-омбудсмен числится гражданским служащим, входит в Администрацию Президента РФ и работает на федеральном и региональном уровнях.

Главного бизнес-омбудсмена страны назначает президент России с учётом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет (но не более чем на два срока подряд).

В российских регионах тоже работают местные бизнес-омбудсмены. Их главная роль — посредничество между бизнес-сообществом и губернатором.

А в 2020 году в России появился омбудсмен по делам малого и среднего бизнеса. Им стала основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова.

В зарубежной практике тоже есть такие уполномоченные. Например, в США они защищают права малого и среднего бизнеса. Во Франции такого уполномоченного называют медиатором.

Слово «омбудсмен» произошло от древнескандинавского «полномочие» или «поручение».

Страна Уполномоченных

Реалии российского государственного управления, в виде несменяемой власти и перемещения примерно одних и тех же людей с одной должности на другую, породили в течение последних 10-15 лет интересную институцию – Уполномоченных по…

Если введение в 1994 году должности Уполномоченного по правам человека в РФ можно объяснить заимствованием европейского опыта и высоким значением (тогда) прав человека (Уполномоченный по правам человека в РФ, показательно, назначается Госдумой), то последующие уполномоченные появились только через 15 лет, когда объяснить их появление указанными причинами уже объективно сложно. Уполномоченный по правам человека в РФ сейчас – вообще генерал полиции.

  • В 2009 году появился Уполномоченный по правам ребёнка.  
  • В 2012 году — Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
  • Оба последних уполномоченных, обратите внимание, при Президенте РФ.

Для меня очевидно, что основной причиной появления «уполномоченных по…» является деградация «профильных» органов государственной власти, их неэффективность. Уполномоченный по правам ребёнка потребовался потому, что «профильные» органы опеки и попечительства, а также прокуратура с ее «надзором за соблюдением прав несовершеннолетних» – эффективно свои функции не исполняют.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей – это вообще «приговор» всем органам государственной власти, имеющим отношение к регулированию предпринимательской деятельности, от прокуратуры до полиции и трудинспекции.

Все эти сотни тысяч должностных лиц, которые по законодательству должны защищать права, в том числе, предпринимателей – дармоеды, зря получающие свою зарплату. Потому что, если бы они свои функции выполняли, Уполномоченный по защите прав предпринимателей просто был бы не нужен.

По сути, это мнение Президента РФ, который эти должности при себе и учредил.

В 2013 году произошла вообще, на мой взгляд, поразительная вещь: должность «уполномоченного по правам студентов» была учреждена – Министерством образования и науки. Принцип «пчелы против меда», российских чиновников не смущает.

Кандидаты на должность Уполномоченного по правам студентов отбирались непублично (выдвигались членами Совета по делам молодежи при Минобрнауки), сам Уполномоченный назначен на свою должность министром образования и науки РФ, но защищать он должен – права студентов.

В частности, оказывается, этот уполномоченный будет «защищать право студентов на качественное образование». Почему право студентов на качественное образование не защищает само Минобрнауки, вопрос открытый.

Вообще, на тему восприятия должности Уполномоченного по правам студентов самим «прародителем», Минобрнауки, рекомендую почитать интервью с министром: https://iz.ru/news/542086.

В прошедшем 2018 году институт «Уполномоченных по…» активно развивался, в России была учреждена должность Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, правовой основной которой является соответствующий Федеральный закон от 04 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Не могу не отметить, что Федеральный закон № 123-ФЗ выводит институт «Уполномоченных по…» (в данном случае — по правам потребителей финансовых услуг) на качественно новый уровень, фактически создавая параллельный орган государственной власти. Причем функционирующий – за счет взносов «контролируемых» субъектов.

Читайте также:  Услуги адвоката по интеллектуальной собственности

Во-первых, в качестве финансового уполномоченного закон изначально предусматривает (п. 6 ст.

2 Федерального закона № 123-ФЗ) назначение главного финансового уполномоченного (назначается Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ), а также «финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг».

Сферы финансовых услуг, по которым назначат «отдельного» финансового уполномоченного, определяются Советом директоров Банка России. То есть, речь не идет об одном «уполномоченном», закон сразу закладывает правовую основу для создания системы «уполномоченных».

ЦБ РФ начал формировать систему «уполномоченных» со сферы страхования, в сентябре 2018 года главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин провел встречу со страховщиками ОСАГО, которые представили главному финансовому уполномоченному три кандидатуры на пост специализированного страхового уполномоченного, одну из которых может утвердить совет директоров ЦБ. Принцип «пчелы против меда», ЦБ РФ также не смущает.

Во-вторых, самое важное, зачем нужен финансовый уполномоченный. Он не просто абстрактно «защищает права», он рассматривает обращения потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

По результатам рассмотрения обращения выносится решение, которое вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным и обязательно для исполнения финансовой организацией (ст. 23 Федерального закона № 123-ФЗ).

А в случае неисполнения финансовой организацией решения финансовый уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом (меня удивило, почему исполнительный документ назвали «удостоверение», а это, оказывается, еще советская традиция: именно удостоверения выдают комиссии по трудовым спорам, где они еще существуют, конечно).

Это «удостоверение» исполняется судебным приставом-исполнителем принудительно, в соответствии с законодательством РФ (внесено в перечень исполнительных документов, подп. 4.2. п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Закон устанавливает компетенцию финансового уполномоченного, он рассматривает споры с финансовыми организациями, но не со всеми, а только с теми, которые включены в реестр Банка России или в Перечень финансовых организаций, «организовавших взаимодействие» (об этом см. ниже). И споры с этими финансовыми организациями финансовый уполномоченный рассматривает не все, а только те, в которых (п. 1 ст. 15 Федерального закона № 123-ФЗ):

  1. размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей;
  2. либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения по ОСАГО.
  3. Соответственно, споры, связанные с неденежными требованиями потребителя финансовых услуг (кроме споров, связанных с исполнением договоров ОСАГО) финансовым уполномоченным не рассматриваются.

Принципиально, что обращение по указанным спорам к финансовому уполномоченному – является обязательным для потребителя финансовой услуги, только после этого, в случае несогласия с решением финансового уполномоченного, потребитель финансовой услуги вправе обратиться в суд (п.п. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 123-ФЗ). Тем самым законодатель ввел, мой взгляд, «редкого зверя» — обязательный досудебный порядок для граждан в СОЮ (навскидку, до этого для граждан обязательный досудебный порядок в СОЮ был предусмотрен только в налоговых спорах).

Причем обязательность обращения к финансовому уполномоченному в конкретном случае для потребителя финансовой услуги вряд ли будет очевидна, поскольку зависит от множества факторов, в частности, от того, включена ли конкретная финорганизация в реестр Банка России или в Перечень финансовых организаций, «организовавших взаимодействие», а также от вида финансовой организации (поскольку в отношении разных видов финорганизаций закон вступает в силу в разное время).

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (п.

6 ст. 16 Федерального закона № 123-ФЗ). Обращения «нехороших лиц», получивших право требования к финорганизации по договору цессии, будет осуществляться за плату, размер которой любезно установит Совет Службы, по его усмотрению.

Решение финансового уполномоченного финансовая организация вправе обжаловать в суд, в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу, но почему-то «в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ» (ст. 26 Федерального закона № 123-ФЗ). Видимо, это обжалование, по смыслу закона, осуществляется в суде общей юрисдикции.

Потребитель финансовых услуг, в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного, обжаловать его не обязан, он вправе «в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ» (п.

3 ст. 25 Федерального закона № 123-ФЗ).

Один из главных вопросов: за чей счет банкет? (цы)

Оплата труда главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг осуществляется «за счет средств фонда финансирования деятельности финансового уполномоченного» (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 123-ФЗ), правовое регулирование которого тоже не менее интересно.

Формируется этот фонд за счет, во-первых, имущественных взносов учредителя — Банка России (в размере, определенном Советом директоров Банка России), во-вторых, за счет взносов финансовых организаций, которых «контролирует» финансовый уполномоченный;, в-третьих, за счет доходов, получаемых службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного от размещения и инвестирования средств на финансовом рынке, ну и, наконец, за счет платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (п. 2 ст. 10 Федерального закона № 123-ФЗ). И, «вишенка на торте», фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного «принадлежит на праве собственности» службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного (п. 3 ст. 10 Федерального закона № 123-ФЗ). Служба эта представляет собой автономную некоммерческую организацию, учрежденную Банком России.

Порядок определения размера взносов финансовых организаций иначе как «российским административным ноу-хау» назвать сложно.

Во-первых, финансовые организации обязаны «организовать взаимодействие» с финансовым уполномоченным.

Не стоит думать, что «взаимодействие» финорганизации с финуполномоченным сводится исключительно к ее обязанностям: принимать участие в рассмотрении обращения; предоставлять по запросу финансового уполномоченного разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения; уплачивать взносы, а также размещать в местах оказания финансовых услуг, в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацию о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 123-ФЗ). Закон предусматривает и право финансовой организации в рамках ее «взаимодействия», такая организация имеет «право взять на себя обязательство добровольно исполнять решения финансового уполномоченного» (подп. 4 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 123-ФЗ).

С момента вступления закона в силу «организовать взаимодействие» обязаны страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование); с 01 января 2020 года – микрофинансовые организации; с 01 января 2021 года – кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации и негосударственные пенсионные фонды.

Те финансовые организации, которые «организовали взаимодействие», включат в соответствующий Перечень.

Во-вторых, финансовые организации, которые включены в соответствующий Перечень, обязаны уплачивать взносы.

Размер взноса финансовой организации (просто оцените это) определяется «путем умножения количества обращений в отношении финансовой организации, принятых к рассмотрению финансовым уполномоченным, на ставку, которая определяется Советом Службы и может быть дифференцирована» (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 123-ФЗ).

  • А дифференцирована эта ставка может быть в зависимости от:
  • вида финансовой организации;
  • вида договоров, заключенных финансовой организацией с потребителями финансовых услуг;
  • количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение об удовлетворении в полном объеме требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;
  • количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение о частичном удовлетворении требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;
  • количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение об отказе в удовлетворении требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;
  • количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и рассмотрение которых было прекращено в связи с урегулированием спора между его сторонами, за квартал, за который уплачивается взнос;
  • количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и рассмотрение которых было прекращено, за квартал, за который уплачивается взнос.
Читайте также:  І в печалі, і в радості...Солідарна відповідальність подружжя

Я думаю, этот порядок определения размера взносов превзошел порядок расчета так называемых «пенсионных баллов».

Внешне все выглядит красивым и обоснованным, якобы учитывается куча факторов, но реальный размер взноса для финансовой организации определить заранее невозможно, устанавливается он неким Советом службы, по его произвольному усмотрению. Порядок формирования Совета службы см. в ст. 7 Федерального закона № 123-ФЗ.

Резюмируя, хочу отметить, что, во-первых, Федеральный закон № 123-ФЗ – несомненный лоббистский успех Центробанка РФ. Тут тебе и полностью подконтрольный квазисудебный орган, решения которого подлежат обязательному исполнению, а в случае неисполнения добровольно – исполняются органами ФССП РФ принудительно.

И, при этом, также полностью подконтрольный чиновникам ЦБ «фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного», который формируется за счет взносов финансовых организаций, а размер этих взносов – также определяется по усмотрению ЦБ РФ (видимо, для «дружественных» и «не очень дружественных» финансовых организаций размер взносов будет существенно отличаться). А поскольку фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного «принадлежит на праве собственности» Автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного», формально это даже не деньги бюджета (до свидания, Счетная палата РФ). Не будем обсуждать возможность «права собственности» на деньги на банковском счете, в данном случае это непринципиально. Показательно, что закон прямо позволяет АНО получать «доходы от размещения и инвестирования средств на финансовом рынке», то есть, средства фонда могут вкладываться в «нужные» и «правильные» финансовые инструменты. А если такое «размещение и инвестирование» повлечет убытки, ну так это рынок, так бывает.

Кроме финансово-коррупционных факторов, введение должности Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, очевидно, преследует цель уменьшения объема работы чиновников ЦБ РФ, занимающихся рассмотрением жалоб потребителей. Создание дублирующей структуры для разрешения споров явно должно снизить объем работы для самого ЦБ.

При этом, количество чиновников ЦБ РФ, занимающихся рассмотрением жалоб потребителей, и их оклады, вряд ли будет сокращено.

Наоборот, необходимо комплектовать аппарат главного финансового уполномоченного и «финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг», кроме того, потребуются люди для работы в АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного».

В итоге, почему я считаю, что Федеральный закон № 123-ФЗ выводит институт «Уполномоченных по…» на качественно новый уровень: потому что фактически в РФ впервые создан параллельный орган государственной власти, решения которого обязательны (это вам не какой-то Уполномоченный по правам человека в РФ, который может только выступать, писать в госорганы и пытаться привлечь внимание Президента), а функционирует этот орган – за счет взносов «контролируемых» субъектов. Причем, размер этих взносов определяется в рамках непрозрачных и непубличных процедур. Понятно, что «кормление» за счет контролируемых субъектов в РФ было и раньше (и организации по коллективному управлению правами так живут, и пресловутый «Платон»), но ОКУПы и «Платон» не претендуют на статус государственного органа, с властными полномочиями и принудительным исполнением решений. Это действительно новый уровень российского бюрократического администрирования.

И с этим «российским административным ноу-хау» мы будем жить в 2019 году. С Новым годом, кстати!))

Финансовый омбудсмен. Обман банками — Ассоциация Юристов России

Основные способы обмана банками своих клиентов делятся на три основные категории:

  • Злоупотребление доверием клиентов. Специальные дополнительные условия, написанные мелким шрифтом, скрытые комиссии или проценты, намеренные уловки и ловушки при погашении кредитов, заявление об отсутствии комиссии при снятии, когда она взимается за снятие в банкоматах другой банковской системе.
  • Навязчивость при предложении услуг. Заключение контракта, подразумевающее сотрудничество с третьими лицами, предложение избыточных дополнительных платных услуг, договоры вклада в государственные пенсионные фонды, заключение инвестиционных договоров на невыгодных условиях.
  • Незаконная деятельность банка по взиманию различных платежей. Это может быть одностороннее изменение договора по кредитованию, взимание дополнительной комиссии за ведение дебетового или кредитного счета.

Все данные действия достаточно грубо нарушают законодательство Российской Федерации. Однако могут ли пользователи рассчитывать на помощь, если они были обмануты своим банком?

На данный момент все споры и конфликты, имеющие материальный и финансовый характер, регулируется законом «О финансовом уполномоченном», согласно которому определенное лицо наделяется полномочиями для урегулирования подобных конфликтов, связанных с нарушением прав потребителей.

Стоит отметить, что данный омбудсмен занимается конфликтами между конкретным лицом и финансовой организацией по делам, где не фигурирует сумма более полумиллиона рублей .

Исключением являются споры по страховым вопросам, где уполномоченный обладает правом урегулирования в независимости от размера фигурирующей суммы.

Статья 19 федерального закона «О финансовом уполномоченном» строго запрещает финансовому омбудсмену заниматься урегулированием вопросов, связанных с компенсацией морального вреда и убытков из-за упущенной выгоды.

Таким образом, омбудсмен не сможет помочь физическому лицу взыскать моральный ущерб с организации в пользу физического лица.

Для получения возмещения морального ущерба физическое лицо должно самостоятельно обратиться в соответствующий судебный орган.

При этом физическому лицу стоит готовиться к подготовке доказательной базы для подтверждения получения морального ущерба и страданий, вызванных деятельностью конкретного банка.

В случае, когда банк не выполняет законно обоснованные требования потребителя, то он обязан выплатить компенсацию, которая составляет половину взысканной суммы. Данное утверждение попадает в рамки закона о защите потребителей?

Действительно попадает. Клиент банка может рассчитывать на полное возвращение трат и убытков, а также выполнение всего комплекса мер, который должен быть выполнен при возникновении спорной ситуации. Компенсация регулируется федеральным законом о защите прав пользователей.

Взаимодействие между физическими лицами и банками, а также организациями, оказывающими финансовые услуги, регулируется первой и второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативными актами Банка России, ФЗ «О банках и банковской деятельности», законом о «Защите прав потребителей».

Согласно закону о «Защите прав потребителей» условия договора между клиентом и банком, оказывающим финансовые услуги, оказываются недействительными, если нарушаются и/или ущемляются права потребителя. В случае возникновения убытков вследствие незаконной деятельности банка, повлекшие ущемление прав потребителя, банк обязуют выплатить все издержки и ущерб, нанесенный пользователю.

Входит ли назначение штрафа в правовые обязательства и возможности омбудсмена? Либо такой штраф должен быть выплачен только по решению суда?

Финансовый омбудсмен является уполномоченным лицом, которое способно заниматься регулированием споров и конфликтов между потребителем и финансовой организаций. Как следствие, омбудсмен может назначить соответствующую выплату в пользу физического лица.

При этом, если омбудсмен примет решение не в пользу физического лица, то оное вправе самостоятельно обратиться в суд для принятия судебного решения.

Однако члены Ассоциации юристов Российской Федерации еще раз акцентируют внимание, что финансовый уполномоченный не вправе рассматривать дела и споры, связанные с возмещением физическому лицу морального ущерба. Такими вопросами занимается только суд.

Физическое лицо вправе воспользоваться помощью уполномоченного, если финансовая организация в одностороннем порядке нарушила условия договора, например, не доплатила вам либо взяла с вас сумму большую, чем положено.

Примеры нарушения для обращения к омбудсмену:

  • Банк самостоятельно повысил процент по кредиту, не согласовав с пользователем, из-за чего физическое лицо было вынуждено внести значительно больший платеж и заплатить МФО пени.
  • Получение лишней комиссии от НПФ.

Еще раз акцентируем. Для получения компенсации, связанной с моральным ущербом, следует оформлять заявление в суд.

Исковые требования в суд регулируются положениями закона «О защите прав потребителей», на основе которого суд может взыскать с банка штраф в пользу физического лица.

Сумма штрафа может достигать пятидесяти процентов суммы, которая присуждена судебным решением в пользу физического лица. все статьи

Ссылка на основную публикацию