Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

В 2020 году (с января по октябрь), по данным Федеральной таможенной службы, в Россию из-за границы ввезли больше 185 тыс. легковых автомобилей и почти 18 тыс. грузовых.

Почему россияне так заморачиваются и едут в другие страны ради того, чтобы купить машину? Вместе с экспертом по таможенному оформлению разбираемся, в чем плюсы перегона ТС, из каких стран выгоднее ввозить машины и как правильно проводить растаможку.

Когда стоит ввозить авто из-за рубежа

Перегнать автомобиль из другой страны стоит по нескольким причинам:

  • если вы хотите сэкономить на покупке импортного автомобиля;
  • получить надежную машину из страны-производителя;
  • приобрести редкую модель, которую сложно купить в России.

Кажется, что привезти авто из-за рубежа просто. Купил и вернулся с долгожданной обновкой в Россию (или привез с помощью посредника).

  • На деле придется пройти несколько этапов таможенного оформления, иначе не получится зарегистрировать авто в ГИБДД, а значит, и пользоваться на территории нашей страны тоже.
  • Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
  • Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

– Не так давно бизнес по перегону машин из-за границы, их растаможка с последующей продажей на территории РФ был весьма выгодным делом. В последние годы из-за повышения таможенных пошлин пригон автомобилей из-за границы не приносит значительную прибыль. А соблюдение всех формальностей при растаможке (страховка, ГЛОНАСС и прочее) может оказаться трудным делом.

За нелегальное же перемещение через российскую границу предусмотрен штраф в трехкратном размере цены машины. Самое строгое наказание грозит перегонщикам, которые уклоняются от уплаты таможенных пошлин (если речь идет о неуплате 1 млн рублей и более). Здесь уже можно заработать полумиллионный штраф или попасть за решетку на срок до двух лет.

Привозить из-за границы стоит только то, что выгодно. Это подержанные автомобили от трех до пяти лет, на которые установлена минимальная таможенная пошлина. Рассматривайте машины с объемом двигателя до 1 800 кубометров, для них также предусмотрены лояльные платежи. Перегон более мощных ТС старше семи лет считается самым дорогим.

Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:

— Учитывая, что импортная пошлина зависит от года выпуска авто, пригонять сейчас наиболее выгодно машины возрастом 3-5 лет. При этом выбирайте тех производителей, которые не имеют производственных мощностей в нашей стране, но популярны среди автолюбителей.

Также читайте: Обзор сайтов по продаже б/у автомобилей: плюсы и минусы для продавцов

Как растаможить автомобиль

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Растаможка проводится для того, чтобы легализовать авто для эксплуатации в России. Она включает осмотр документов и визуального состояния машины.

Если хотите перегнать импортное авто, сначала узнайте, во сколько обойдется его оформление. Стоимость можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись онлайн-калькулятором, или обратиться к таможенному брокеру. Затем нужно оплатить таможенное обеспечение (услуги таможни), которое гарантирует беспроблемное пересечение российской границы. Его сумма равна примерной стоимости автомобиля.

Средства переводятся на таможенный депозит за три-четыре дня до отъезда за границу. После получения средств водителю выдадут таможенную расписку. Если будет переплата, деньги вернутся по запросу водителя в течение 4-6 недель.

Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:

— Если водитель сам поедет за рулем, ему нужно заполнить пассажирскую таможенную декларацию ТД-6. Если будет перевозить контейнером, ТД-6 не нужна. Нужно сообщить в таможню название корабля и номер контейнера.

Также читайте: Правила продажи автомобиля 2021

Процедура растаможки

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Проверка проводится в несколько этапов.

Этап 1: заполнение таможенной декларации. В документ вносятся данные владельца и автомобиля. После заполнения декларации присвоят регистрационный номер, который позже внесут в базу данных.

Этап 2: передача декларации и документов на машину инспектору. При пересечении границы у вас осмотрят:

  • Оригиналы документов на авто и договор купли-продажи (советуем заранее сделать копии).
  • Таможенную расписку и сертификат. Выдаются в таможне, когда водитель вносит обеспечение за растаможку (минимум за 5 дней до въезда в Россию).
  • Страховку. Ее заранее не сделать, но она легко оформляется онлайн в представительстве страховой компании за рубежом или на границе. Присутствовать лично и везти авто для оформления страховки не нужно.
  • Датчик и кнопку ЭРА-ГЛОНАСС.
  • Сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Некоторые сертификационные организации выдают его без факта установки, а при заключенном договоре на установку. Срок оформления – 1 день.

Также инспектора будут интересоваться целью ввоза авто, чтобы проверить, есть ли льготы по уплате пошлины, и пробегом машины.

Этап 3: принятие решения таможенной службой. После проверки документов инспектор отправит машину на осмотр. Если документов не будет доставать, сотрудник попросит донести их.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Этап 4: осмотр автомобиля. Проверка проводится на специальной площадке в присутствии водителя. Сотрудник таможни проверит достоверность данных из декларации.

Если обнаружатся нарушения правил ввоза авто или подлинность документов вызовет сомнения, инспектор составит протокол о нарушениях и отправит машину на склад временного хранения.

Автомобиль может стоять там не больше двух месяцев, за это время водителю нужно успеть провести растаможку.

Если нарушений не выявится, сотрудник поставит отметку «Проверено» в декларации, подпишет ее и поставит печать.

Затем произведет опись документов в двух экземплярах и передаст в отдел таможенного оформления (ОТС) и валютного контроля (ВК).

Там проверят стоимость ввоза авто и затраты на перегон до границы РФ, подпишут каждый экземпляр описи, проставят даты и направят документы в отдел таможенных платежей (ОТП).

Вычислив итоговую сумму, сотрудник ОТП поставит личную печать, подпись, свое ФИО, дату проверки, затем передаст пакет в отдел оформления автомобиля. Сведения об авто внесут в базу данных, после чего водителю выдадут свидетельство о ввозе и ПТС.

Также читайте: Госпошлина за снятие с учета автомобиля в 2021 году

От чего зависит размер таможенной пошлины

Итоговая стоимость таможенной пошлины зависит от года выпуска, мощности двигателя и цены ТС и складывается из нескольких обязательных платежей. Плюс заранее нужно отложить деньги на таможенное обеспечение (это залог, который потом возвращается).

Расчет стоимости растаможки

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Платеж №1: утилизационный сбор

Это обязательный платеж для всех автомобилей, ввозимых в Россию. За счет этих денег в будущем утилизируют машину. Суммы разового сбора фиксированные. Они не зависят от размера и мощности ТС. Влияет только возраст:

  • 3 400 рублей — для новых авто (моложе трех лет);
  • 5 300 рублей — для авто (старше трех лет.

Платеж №2: деньги за установку системы ЭРА-ГЛОНАСС

У всех машин, пересекающих границу России, теперь обязательно должна иметься система безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Она самостоятельно вызывает спасателей в случае ДТП. Если машина изначально не оснащена ЭРОЙ-ГЛОНАСС, за установку придется плюсом потратить около 30 тыс. рублей.

Платеж №3: таможенный сбор

Таможенный сбор взимается за обработку документов. Он зависит от стоимости авто.

Платеж №4: Таможенная пошлина

Итоговый ценник растаможки, как было сказано выше, зависит от нескольких характеристик авто:

  • цены машины;
  • года выпуска;
  • мощности двигателя;
  • грузоподъемности (касается только грузовых машин).
  1. Ставки в России:
  2. Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора
  3. Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора
  4. Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Покажем на примере, сколько стоит растаможить машину. Например, вы покупате Renault Logan 2018 года с мотором 1,2 л за 4 500 евро. С момента выпуска прошло меньше трех лет, значит, пользуемся первой таблицей.

По стоимости машина попадает в первую строчку (до 8 500 евро), подсчеты ведутся от 54% от цены, не менее 2,5 € за 1 куб. см.

Считаем сначала по проценту. Умножаем стоимость авто на 54%: 4500 евро х 54% = 2430 евро. Затем умножаем стоимость за 1 куб. см на объем мотора: 2,5 евро х 1200 куб. см = 3000 евро.

Из двух сумм лучше выбрать большую, так как размер пошлины постоянно меняется. В случае переплаты после того, как инспектора подсчитают, сколько стоит растаможить автомобиль, сумму можно вернуть обратно.

Платеж №5: акциз

Чем больше объем двигателя и старше авто, тем выше акцизный сбор. Это косвенный налог, который взимается при растаможке.

Платеж №6: НДС

Налог на добавленную стоимость также рассчитывается отдельно в зависимости от года выпуска, типа топлива и так далее.

Посчитать, сколько стоит растаможить машину в России с учетом налогов, акцизов и проч. не так просто. Примерную стоимость можно вычислить с помощью специального калькулятора или обратиться к таможенному брокеру. За свои услуги он берет 10-15 тыс. рублей.

Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:

– Учитывая новшества в законодательстве касательно обязательной установки кнопки ГЛОНАСС, страховки и прочего, я бы советовала обращаться к профессиональным брокерам. Растаможить самостоятельно крайне сложно.

Также читайте: Как оформить продажу автомобиля

Особенности ввоза электромобиля

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Процедура растаможки электромобилей почти не отличается от растаможки обычных машин. Разница возможна только в сумме таможенных платежей, которая складывается из следующих показателей:

  • сбора за таможенное оформление (привязан к таможенной стоимости электрокара): от 500 (при цене 200 тыс. рублей за машину) до 100 тысяч рублей (при цене 30 млн рублей за машину);
  • ввозной пошлины 15%;
  • НДС 20%;
  • стандартного утилизационного сбора;
  • ставок акциз, рассчитываемых из мощности мотора.

Также читайте: Как общаться с покупателем автомобиля по телефону

Растаможка автомобиля из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и  Армении

Эти страны входят в Евразийский экономический союз и предусматривают единую таможенную территорию. В Белоруссии и Казахстане одинаковые суммы пошлин. После их оплаты при въезде в Россию останется только уплатить утилизационный сбор и оборудовать систему ГЛОНАСС. Беларусь пользуется популярностью еще и из-за близости к Европе, туда попадают неплохие модели.

С Арменией и Киргизией существенно сэкономить не выйдет, хотя там действуют льготные правила таможенного оформления. Но на границе с Россией вас, скорее всего, попросят доплатить остаток суммы за оформление, утилизационный сбор и установку ГЛОНАСС.

Растаможка машин из США и Европы

Ввоз авто из Америки и стран Европы считается выгодным, потому что цены на вторичке там значительно ниже, чем в России. На акуционах США есть очень даже бюджетные варианты. Например, Chevrolet Bolt со всеми затратами на растаможку обойдется в 16-18 тыс. долларов. Это чуть больше миллиона рублей. В России купить модель сложно, да и ценник на нее установлен в районе двух миллионов.

Читайте также:  Недійсність усиновлення

Пользуется спросом и растаможка авто из Германии. Например, за перегон немецкого Volkswagen Polo 2010 года выпуска придется заплатить около 4 200 евро (около 370 тыс. рублей). Итого вместе с ценой в целом выйдет порядка 600 тысяч. Из-за курса сейчас это не очень выгодно, в России можно найти более дешевые варианты.

Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:

– Многие иностранные производители открыли производства на территории России. Поэтому если сравнить стоимость иностранной машины плюс растаможку и стоимость аналогичной модели, собранной в РФ, окажется, что разница невелика. В некоторых случаях б/у модели на российском рынке стоят даже дешевле.

Также читайте: Как подготовить авто к продаже: советы экспертов

Сколько стоит растаможить авто из Японии

В Японии также проходят аукционы, где можно поторговаться и через посредника ввезти авто в Россию. Но это не всегда выгодно. Например, жителю Иркутска удалось получить японскую Toyota Aqua за 670 тыс. рублей со всеми таможенными расходами (на тот момент ценник в России был примерно таким же). Плюс весь процесс доставки и растаможки занял 3,5 месяца.

Зато в Японии можно найти машины, которые официально не поставляются или перестали поставляться в Россию (Toyota Succeed, Nissan Serena, Toyota Mark X и другие).

Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:

— Откуда лучше гнать машину, зависит от вашего местонахождения. Если вы живете во Владивостоке и планируете продавать авто там, то, конечно, выгоднее и удобнее пригонять японский автопром.

Для центральной России подходит Европа. Что касается американских моделей, то здесь стоит тщательно просчитать логистику. Из-за дальних расстояний транспортировка авто может стоить достаточно дорого.

Также читайте: Как повысить цену автомобиля при продаже

«Автокод» для растаможенных авто

Информация о растаможенных авто отображается при проверке автомобиля через сервис avtocod.ru. В блоке «Таможня» можно увидеть, из какой страны ввезли автомобиль, когда получили декларацию, какова задекларированная стоимость и какой пробег был на момент осмотра.

Такие данные актуальны для дилеров и обычных покупателей иномарок. Если машина растаможена, ее можно продавать, передавать по доверенности и эксплуатировать. Если данных о таможне нет, ввезенное авто может ездить по нашей стране не больше полугода. По истечении этого срока владельцу грозит уголовная и административная ответственность.

  • Проверить наличие проблем с законом можно через сервис проверки владельца авто.
  • Он также покажет наличие долгов, исполнительных производств и другие данные. Посмотреть пример отчета 
  • Анастасия Горохова

Авто привезённые из Европы 2021-2022 – Риски покупки, кто привозит

«Дни двигателей внутреннего сгорания сочтены» – так считает европейское сообщество. К 2035-му году наши западные соседи планируют избавиться от того, что мы привыкли считать «сердцем» автомобиля.

В первую очередь под нож пошли дизели. Оно и понятно, эти моторы и вредных частиц в воздух выбрасывают больше, плюс VAG-овский «дизельгейт» подпортил репутацию тяжелотопливникам. Вот и поехало то, что в Европе признано грязным, к нам на родину, где EURO-6 по сравнению с основной массой автомобилей можно рассматривать чуть ли не как средство лечебной ингаляции.

Наверное, вы тоже видели эти объявления со свежими дизелями, пригнанными из Европы. Все с 1.6, как на подбор. Среди них есть экзотика для наших краёв: Renault Talisman, Renault Espace, Opel Vivaro, Opel Insignia 2. Ну и, конечно, много VAG-ов, особенно Volkswagen Passat B8, Volkswagen Touran 3.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договораСнова Европа снабжает нас автомобилями. Но на этот раз приезжают в основном только дизели

По сути, многие из них заполняют в нашем рынке огромную дыру в нише семейных универсалов и минивэнов с комфортом выше среднего и с ценником ниже среднего.

Спрос дикий, но многие смотрят на всё это великолепие, как на праворукого японца после новостей о Фукусиме – опасаются. Всё-таки, привезёнка, не знаешь, что от неё ожидать.

Давайте посмотрим на одного из таких европейцев поближе и оценим с чем они к нам приходят из Европы в 2021-2022 году.

Пример осмотра, привезённого авто из Европы

Volkswagen Touran, 2016 г.в, 1.6 TDI DSG, 93 ткм, ввезён из Франции через Белоруссию. Растаможен, на учёте в ГИБДД РФ пока ещё не стоит.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договораРиски покупки и пригона авто из-за границы: договораЗаявленный пробег 93 ткмРиски покупки и пригона авто из-за границы: договораСтраховой сертификат и сертификат качества воздуха

По документам вопросов нет. Ввезена легально, сборы, пошлины уплачены, с регистрацией проблем быть не должно.

По кузову. Заявленный продавцом заводской окрас подтвердился лишь отчасти. Всё-таки машина из Франции. То, из-за чего у нас поднимают тревогу, бьют морды и вызывают ГИБДД, там является нормальным. Припарковаться к соседнему авто «на стук»? Да отлично, лишь бы выехать потом самому. Поэтому бампера у нашего Турана крашенные и в этом нет ничего постыдного.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договораВ современный VAG помимо солярки ещё придется добавлять и жидкость AdBlue. Euro-6 требует жертв

По технике. Масляные «сопли» для подержанного VAG тоже норма. Правда этот европеец по приезду в Россию как-то уж слишком простудился. Не кашляет, повышенной температуры нет, но «соплей» уж как-то слишком много: потек передний сальник коленвала, масло во впуске после турбины, мокрый стык ДВС/КПП, мокрый левый сальник КПП. А пробег точно 93 ткм?

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договораМасло капает на защиту с левого привода и стыка ДВС и КПП. Если с первой течью всё понятно, то причину второй еще предстоит выяснять после снятия коробки

Подключаем компьютер.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Смотрим одну из ячеек блока мотора – всё отлично, пробег совпадает.

Да не может быть, всё-таки машина ехала к нам через Белоруссию, а там, кажется, запрещено отпускать в Россию авто с родным километражем.

Смотрим пробег по регистрации прерванных процессов – и вот уже 186 ткм, смотрим ещё один потайной блок (никому не скажу), та-дам – 228 ткм. Вот это уже похоже на правду. Суровую, но всё же правду.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договораРиски покупки и пригона авто из-за границы: договораВот это похоже на правдуРиски покупки и пригона авто из-за границы: договораБудьте осторожны. В Европе подобные автомобили любят использовать в такси. Пробеги запросто могут быть 400+

Вообще, белорусы умеют крутить пробег и делают это очень качественно, поэтому проверять авто придётся как следует и лучше, если это будет человек со спец.оборудованием и знаниями. Порой информацию о пробеге приходится выуживать из мест, про которые не в курсе даже опытные ВАГоводы. В общем, обращайтесь к профессионалам.

До того, как познакомился с таким чистокровным европейцев впервые, был убеждён, что высокомоментные моторы тут работают с «мокрыми» DSG, но этот Туран сдвинул парадигмы и доказал, что «сухому» DQ200 (0CW) здесь тоже есть место. Это не вариатор, роботу дизель – не преграда. Работает, и работает как надо.

По подвеске пока ничего серьезного нет, правда задние сайлентблоки подпросели и потрескались. Ещё тысяч 30 ткм и можно готовить «капиталку» ходовой, что опять же с пробегом 93 ткм и европейскими дорогами никак не вяжется.

Салон свеж, но при этом с намёком на интенсивную эксплуатацию и тоже косвенно подтвердил сомнения по пробегу.

Как их привозят?

Конкретно осмотренный выше Volkswagen Touran привезён к нам частником, у которого явно имеется и виза и спец.знания и опыт взаимодействия с таможней. Грубо говоря, перекуп-перегонщик. В конце 90-ых, начале 2000-ых таких было очень много, и они, похоже, возвращаются.

Правда на сегодняшний день это более развитый бизнес с соответствующим сервисом. Основная масса подобных автомобилей из Европы сейчас привозится через компании, которые работают и с аукционами, и с обычными частниками. В общем, всю работу по выкупу, растамаживанию и доставке берут на себя.

Кто-то сначала привозит, а потом продаёт, кто-то работает только под заказ для конкретного покупателя. В общем, услуги на любой вкус и цвет.

Похоже, при условии сохранения текущей пошлинной политики на ввоз иномарок, наш рынок продолжит пополняться подобными ввезёнышами из Европы. С одной стороны, они восполняют огромную брешь, позволяя людям купить относительно недорого свежий нашпигованный «семейник» на технологичных агрегатах.

С другой – многие из них приходят к нам не с чистой совестью и нуждаются в тщательной проверке. Это нам сегодня попался не самый страшный вариант, пробег всего 228 ткм.

Но бывают машины из перевозок, где в год автомобиль способен проехать и 100 000 км и больше.

Может в Европе и хорошие дороги, и солярка лучше, но, как вы видите, износ многих элементов подчиняется только количеству пройденного пути, информацию о котором лучше знать до того, как расплатитесь за авто.

Без пробега по РФ: как обманывают со «свежепригнанными» авто из Европы

А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
А.С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде

В последние несколько лет в Украину активно ввозят так называемые «евробляхи» — автомобили на иностранной регистрации. Однако неплохой альтернативой бюджетному сегменту новых автомобилей в ценовой категории от 10 до 15 тысяч долларов стали не «убитые в хлам» машины на иностранном учёте, а пригнанные под «льготную растаможку» вполне свежие автомобили в возрасте 5-6 лет.

Действительно, после того, как с 1 августа 2016 года вступил в действие Закон № 1389-19 (бывший законопроект №3251, наделавший когда-то много шума), оказалось, что вместо покупки нового Renault Logan в автосалоне можно пригнать вполне приличный по остаточному ресурсу автомобиль более высокого класса – например, VW Golf VI или Skoda Octavia A5, выполненные на единой платформе PQ35. Именно эти две модели наряду с Renault Megane в кузове универсал и стали настоящими бестселлерами украинской «свежепригнанной вторички», изрядно подвинув рынок новых автомобилей – точнее, сравнявшись с ним по объемам именно за счет ввезенных в страну машин, выпущенных после 2010 года и соответствующих нормам токсичности Евро-5.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Skoda Octava A5 FL последних лет выпуска для многих украинцев стала доступным «автомобилем мечты», который стоит, как новый бюджетник вроде Renault Logan

Читайте также:  Взыскание денежной суммы

Ведь именно такие авто и подпадают под действие таможенного оформления по льготным ставкам. Наиболее популярными стали автомобили 2012-2013 года выпуска–не такие дорогие, как совсем свежие экземпляры в возрасте 2-3 лет, но в лучшем состоянии, чем более старые машины, также подпадающие под Закон No1389-19.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Большинство пригоняемых VW/Skoda оснащено 1,6-литровым турбодизелем мощностью 105 л.с.

Предприимчивые «перегонщики» быстро раскусили потенциал таких моделей и буквально наводнили ими рынок. Как в давно забытые девяностые годы, поездка за машиной в Германию для многих жителей Украины стала регулярной обыденностью и одновременно стабильным источником дохода.

Причем не самым плохим – в среднем «чистыми» на одной машине зарабатывают около 500 евро – примерно вдвое больше «средней зарплаты по больнице», то есть официального дохода среднего украинца. А ведь за месяц реально пригнать и два, и три автомобиля – были бы покупатели.

Причем многие специализируются лишь на «подборе и трансфере» — то есть, не пригоняют автомобиль под клиента, а сопровождают его в Европу и осуществляют помощь в выборе машины и её таможенном оформлении.

Поставив себе задачу приобрести именно один из «хайповых» вариантов (VW Golf VI Variant или Skoda Octavia A5 Combi светлого цвета с МКП) мой коллега столкнулся с неожиданностью.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Именно такую Skoda Octavia мы искали

Как оказалось, выбранные им на немецком сайте варианты с дизельным 1,6-литровым двигателем и пробегом до 200 000 км (по понятным причинам) вместе с накладными расходами и неизбежным «интересом подборщика-пригонщика» оказываются как минимум на 1 000 долларов дороже, чем такая же точно машина, но уже пригнанная кем-то и даже поставленная на учёт! То есть, налицо парадоксальная ситуация: «здесь и сейчас» можно приобрести машину дешевле, чем даже если пригнать её самому! Разумеется, мы не могли не заинтересоваться этой загадкой и с пристрастием осмотрели несколько подходящих машин.

От теории – к практике

Первым стал Volkswagen Golf Variant 2011 года за 10 500 долларов с идеальными для нас параметрами – свежепригнанный универсал серебристого цвета с пробегом 175 000 км, 1,6-литровым турбодизелем на механике, который на фото в объявлении был еще на немецких транзитах. Позвонив владельцу, мы с удивлением услышали, что автомобиль находится на мойке буквально в 500 метрах от нас, причем самого продавца там нет, поскольку машину после пригона просто приводят в порядок – «химчистят салон». Тем лучше.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Нередко именно такими «плохими» фото в странных ракурсах продавец пытается скрыть очевидные дефекты кузова и салона

Приехав, мы начали неспешный осмотр. Гольф как Гольф: традиционно для немецких машин резина хорошая, но на индикаторах износа – то есть, её с трудом хватит на сезон. Немного смутили зазоры между капотом и крыльями, вынудив внимательно осмотреть правый угол.

Так и есть: переднее крыло явно шпатлевали, на что указывают более «мягкие» грани на арке и рёбрах жесткости. Правда, в отличие от меня, потенциальный покупатель этого в упор не видел… Открыв правую переднюю дверь, мы обнаружили явно крашеную верхнюю петлю, в то время как на нижней – «родные» следы ржавчины.

Да и «зерно» на серебристом металлике по правой стороне несколько отличалось от остальных кузовных элементов. Что ж, измерив кузов «на глазок», достаём толщиномер.

А глаз-то, оказывается, алмаз! Весь кузов «бьётся» в диапазоне 120-150 микрон, а правая сторона – 250-300. Более того, в дверных проёмах – и вовсе 400-500 мкм, а в заднем правом даже обнаружилась парочка здоровенных «жуков» — пузырей, скрывающих ржавчину.

Довершал картину изрядно облезший руль, явно не выглядящий на 175 000 км пробега.

Поскольку Golf позиционировался как небитый, дальнейший осмотр не имел смысла, поэтому машину даже не заводили.

Второй вариант – еще интереснее.

Свежепригнанная (месяц назад) из Австрии Skoda Octavia A5 в комплектации Elegance из самых последних выпусков — «чистый 2013 год в родной краске», как выразился продавец по телефону.

В объявлении – 166 000 км пробега и очень привлекательная цена в 11 350 долларов, причем владелец готов отдать своё сокровище в родной краске за 11 тысяч ровно. Не машина – мечта?

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора
Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

На фото Октавия выглядит практически безупречно. Да и дальнейший осмотр располагал к покупке, если бы не пара «но»…

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Заявленный пробег – 166 000 км, что вполне правдоподобно для 5-летнего автомобиля из Европы. На то и расчет

Первичный осмотр автомобиля не выявил никакого явного криминала. Действительно, серебристый «Элеганс» с 1,6-литровым турбодизелем «на ручке» и в хорошей комплектации – с «деревянными» накладками и складывающимися с ключа зеркалами.

Шестнадцатидюймовые легкосплавные диски на вполне живой резине Continental, чистый и аккуратный салон, сухой двигатель. Владелец был настолько любезен, что даже разрешил нам подключиться к диагностическому разъему – и никаких ошибок мы не обнаружили.

Тестовая поездка показала, что Октавия с 1,6-литровым 105-сильным моторчиком, конечно, не радует паровозной тягой, как двухлитровая, но обладает достаточным запасом мощности с учетом своего рабочего объема. Ни скрипов, ни стуков – ничего такого, что бы отвергло от машины.

Конечно, на кузове есть мелкие сколы и царапины, но кого они будут смущать на пятилетнем автомобиле?

Австрийский «подномерник» указывает на страну предыдущей регистрации автомобиля

На «морде» — минимум сколов и несколько небольших потёртостей

Богатая (для Шкоды) комплектация и не затёртый салон – то, что надо брать. Или не надо?

Казалось бы, вот он – идеальный вариант. Ударить по рукам сразу помешали лишь два обстоятельства – отсутствие сервисной книги и подозрительно перекрашенный руль, причем сложилось такое впечатление, что его «освежали» в кустарных условиях и чуть ли не кисточкой.

Насторожило еще и то, что продавец сразу сказал, что лично он пробег не сматывал, а если это сделали до него в Европе, то вряд ли смотали больше 50 000 км, если судить по состоянию автомобиля, за которое он даёт зуб и палец на отсечение.

Однако, сходу рискуя на словах комплектностью собственного организма, подтвердить правдивость показаний одометра хотя бы записями в сервисной книге он не смог, сказав, что «её не было и меня это не интересовало».

Обратите внимание на странный блеск руля и небольшие морщины на обивке сидений, которую явно снимали и натягивали заново. Рычаг коробки передач заменён

Вживую руль смотрится очень непривлекательно, словно его в спешке натёрли обувным кремом

Именно поэтому мы вежливо поблагодарили владельца и… решили воспользоваться «звонком другу» — а именно людям, имеющим доступ к глобальной сети Skoda. Таким образом, если автомобиль заезжал к «официалам» в любой точке Европы, его историю можно более или менее проследить – по крайней мере, в плане пробега, на котором он посещал СТО Skoda.

Полученная информация заставила нас присесть на стул и заплакать от смеха: в прошлом году этот серебристый универсал заезжал на сервис с пробегом… 511 000 км! Вот это джек-пот!

Отсутствие «сервиски» намекало, что одометр слегка «скрутили», но смотать с полумиллиона километров в три раза? Самое забавное, что в своей бурной и далёкой молодости за 2 месяца эта Skoda как-то наездила ни много ни мало 30 000 км(!) – как выразился наш инсайдер, «они её не глушили, наверное». Причем машина регулярно посещала «официалов» до 200 000 км, а затем пропала из их поля зрения аж до 400 000 км. И, кроме регламентных работ, никаких других ремонтов на официальном сервисе с ней не делали.

Не хотелось бы петь дифирамбы автомобилю со столь космически смотанным километражем, но ни внешне, ни по состоянию деталей интерьера эта Skoda никак не производила впечатление машины, которая съездила на Луну и почти вернулась обратно! Даже накладки на педалях, кнопки стеклоподъемников и обивка сидений выглядели весьма бодро и вполне соответствовали ожиданиям покупателя пятилетнего автомобиля с заявленным пробегом в 166 000 км. Получив такой неожиданный «моральный удар», нам даже не было интересно, сам ли перегонщик это сделал, или пробег смотали еще в Австрии какие-нибудь турки-перекупщики. В конце концов, какая разница, кто и как смотал одометр, если по факту бедная Octavia намотала на свои колёса не менее 600 000 реальных километров?

Интерьер смотрелся весьма свежо

Как вам состояние педалей автомобиля с заявленным пробегом 166 000 км и реальным – свыше полумиллиона километров?

Мораль истории стара, как мир и автобизнес – никому нельзя верить, даже если очень хочется.

Теперь мы знаем, почему на украинском рынке полно привлекательных предложений по свежепригнанным машинам, низкая цена которых объясняется очень просто – это «битки» либо экземпляры со скрученным пробегом.

А самое интересное во всей этой истории то, что без спасительной возможности «пробить историю по базе» Октавия была бы приобретена с вероятностью 99%…

P.S. Коллега всё же смог найти достойный вариант. Правда, бюджет пришлось увеличить до 14 тысяч долларов, за которые оказалось реально купить свежепригнанную из Венгрии экс-лизинговую Skoda Octavia A7 Combi, причём 2015 года и в хорошем техническом состоянии.

При этом пришлось смириться с необходимостью делать обширное ТО с заменой привода ГРМ и большим для её возраста пробегом (210 000 км), который полностью подтверждался как документами, так и «инсайдерской» информацией.

Как видите, хэппи-энд возможен, но чудес не бывает.

Опрос

А насколько вы верите одометру и перекупщикам?

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

Наличие автомобиля давно перестало быть признаком роскоши и богатства, а стало базовой потребностью, обеспечивающей комфорт передвижения.

Цены на автомобили на рынке Украины в сравнении со странами ЕС, США или Кореи значительно выше, что создает дополнительный интерес к популярной в последние годы услуге пригона автомобиля из-за рубежа. Ведь таким образом можно приобрести желаемый автомобиль с меньшим пробегом по цене ниже украинского рынка на 20%-30%.

Читайте также:  Право на утримання того з подружжя, з ким проживає дитина з інвалідністю

Так, например, перейдя по ссылке https://bexhilltrading.net/catalog/avto-iz-korei/ вы можете оценить стоимость авто из Кореи и сравнить ее с существующими на нашем внутреннем рынке ценами.

Именно поэтому автомобильный рынок пригона авто активно развивается, что привело к появлению множества компаний, оказывающих подобные услуги. Но, к сожалению, не все способны обеспечить надлежащий уровень сервиса и сделать вас собственником автомобиля мечты.

Юристы однозначны в своих рекомендациях – дабы не рисковать и не попасть в руки сомнительных компаний стоит надлежащим образом оформлять договорные отношения с субъектом, предоставляющим подобные услуги. Об этом подробнее и пойдет речь далее.

Этапы покупки и пригона авто из-за границы

Дороги Украины настолько «идеальны», что многие автомобилисты не рассматривают покупку на вторичном рынке еще и для того, чтобы не столкнуться с техническими проблемами транспортного средства, ездившего по ямам и выбоинам.

Делая выбор в пользу покупки авто из США или Кореи, стоит понимать из чего состоит весь процесс, а именно:

  1. выбор компании, которая обеспечивает покупку и доставку авто. Проведение юридического аудита такой компании, ее репутации на рынке;
  2. выбор транспортного средства в соответствии с заданными техническими характеристиками;
  3. участие в торгах и оплата лота;
  4. организация транспортировки, растаможки, сертификации и регистрации авто в Украине.

Теперь обратимся к юридическому оформлению сделки и важности надлежащим образом составленного договора, его подписания.

Для чего нужно оформлять договор и правильно проводить оплату?

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

При совершении сделки по покупке автомобиля важную роль занимает оформление и заключение сторонами договора. Основными видами договоров в этом случае являются договор купли-продажи и договор предоставления услуг по пригону транспортного средства.

Рассмотрим на примере некоторых площадок (компаний) правовое оформление и проведение сделки, а также важные юридические тонкости, способные обезопасить вложения и минимизировать риски.

Так, стоит отобразить в договоре следующее:

  • точное и полное указание технических характеристик автомобиля, его состояние и наличие повреждений. Если авто уже выкуплено на площадке – VIN, комплектация;
  • описание обязательств компании, в соответствии с тем, что компания озвучивает как оказываемый сервис. Важно избегать формулировки по исключительному консультированию в случае, если фактически компания обещает вам оказать полный сервис по покупке и пригону;
  • сроки доставки авто, его оформления и регистрации;
  • порядок возврата внесенной оплаты в случае нарушения обязательств по договору.

Также помните, что внесение оплаты по договору важно проводить через банк или через кассу юридического лица. Обратите внимание на назначение платежа, получателя, который должен соответствовать лицу, указанному в реквизитах контракта.

Если же деньги передаете наличными, то обязательно позаботьтесь о получении соответствующей расписки.

В ином случае вы рискуете не получить авто и при этом потерять вложенные деньги, ну или как минимум долго и проблемно их возвращать.

Договор купли-продажи или договор оказания услуг по пригону (доставке) авто юридически являются соглашениями, на основании которых возникают взаимные права и обязанности сторон. Отсутствие надлежащего оформления отношений по покупке транспортного средства приводит к отсутствию гарантий и высокому риску оказаться в руках недобросовестного контрагента.

Будьте бдительны и уделяйте особое внимание правовой стороне сделки при покупке или пригоне авто из США, Европы или Кореи!

Адвокат Илья Шапошников.

15.09.2021 г.

Сэкономить на "растаможке" и остаться ни с чем. Оцениваем риски по популярному методу пригона авто

Очевидно, что 140-й Указ должен был привести в первую очередь к поддержке социально уязвимой прослойки населения. Но в итоге «льготной» растаможкой пользуются практически все подряд, а автомобильный рынок получил вливание в виде свежих машин.

Естественно, когда есть возможность приобрести автомобиль дешевле, чем предлагает рынок, люди используют такую возможность. Однако они не задумываются, что можно остаться и без машины, и без денег.

Справка «Автобизнеса»

10 апреля 2019 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», который был направлен на поддержку определенных категорий граждан.

А именно: инвалидов 1 и 2 групп,  многодетных семей, с июня этого года – родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов (попечителей) детей инвалидов в возрасте до 18 лет.

Этим категориям возмещались таможенные пошлины, налоги в размере 50 процентов при ввозе на территорию Республики Беларусь одного легкового автомобиля в течение года.

Доверенность на пригон авто это риск

Чтобы понять, какие риски существуют во время покупки и пригона авто по льготной «растаможке», мы обратились к нотариусу Минского областного нотариального округа Анастасии Лобач, в практике которой уже были интересные случаи по таким сделкам.

Риски покупки и пригона авто из-за границы: договора

«В несколько раз у нотариусов возросло количество клиентов, желающих сделать доверенность на покупку и перегон автомашины из-за границы с использованием 140-го Указа Президента. Не все, к сожалению, понимают юридическое значение этого документа, а также осознают последствия, ведь события могут складываться не всегда так, как ты того хочешь.

Условно схема проста: находятся льготники, им за определенную плату предлагается оформить доверенность у нотариуса на определенного человека, по которой он сможет купить автомобиль и растаможить по льготам, а затем поставить машину на учет в ГАИ.

Согласно «Положению о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств» № 1849 от 31.12.

2002 года, собственник должен поставить автомобиль на учет в течение 10 дней после совершения таможенных операций, а также получить свидетельство о государственной регистрации на свое имя. Только после этого он может распоряжаться указанным автомобилем по своему усмотрению: продать, подарить, дать доверенность на распоряжение им.

Необходимо четко осознавать, что передать в собственность автомобиль человеку, за деньги которого машина была куплена, – право гражданина, а не обязанность.

Однако доверенность действует только при жизни человека, а с его смертью теряет свою силу. И тут в действие вступают так называемые наследственные правоотношения.

Схема в таком случае сложна и запутана, ведь договариваться приходится уже с наследниками льготника.

Таких наследников может быть много, и не каждый (в искушении поживиться за чужой счет) может согласиться отдать приобретенный не за свои деньги автомобиль.

Недавний пример из практики: Александр (льготник) соблазнился заработать и выдал доверенность Виктору (не льготнику), который решил воспользоваться чужой льготой и приобрести автомобиль.

По доверенности Александр купил машину, произвел таможенное оформление с применением льготы, поставил на учет в указанные сроки и на свое имя.

Казалось бы, осталось совсем немного – оформить договор купли-продажи между гражданами Александром и Виктором, за деньги которого автомобиль приобретался. Но тут Александр умирает. На автомобиль, согласно законодательству, претендуют его наследники.

Понятно, что никаких прав на наследство у Виктора нет и не будет. Поэтому существует два варианта выхода из ситуации. Самый простой: наследники, проникшись ситуацией, получают свидетельство о праве на наследство, ставят автомобиль на учет на свое имя и только потом заключают долгожданный договор купли-продажи с Виктором.

Однако все это усложняется временными рамками: получить свидетельство о праве на наследство можно только по истечении полугода с момента смерти человека. Да и много ли тех, кого тревожит совесть, ведь на кону легкая и неожиданная нажива – автомобиль, который может быть весьма дорогостоящим.

Если же мирным путем с наследниками договориться не получается, то Виктору прямой путь в суд, а это и государственные пошлины, и расходы на юридическую помощь.

При этом Виктору придется доказывать, что автомобиль приобретался именно за его деньги, ведь фактически покупал авто умерший человек.

Доказывать будет сложно, если документально не подтвержден факт передачи денег именно за этот автомобиль.

Не успели даже поставить на учет

Также бывали случаи, когда гражданин А. умер еще на стадии оформления автомобиля, и в итоге автомобиль не стоит на учете в ГАИ.

Даже при согласии наследников на мирное урегулирование ситуации просто решить вопрос не получится.

Чтобы выдать свидетельство о праве на наследство, автомобиль должен стоять на учете в ГАИ – его принадлежность умершему подтверждается свидетельством о регистрации машины. В данной ситуации его нет.

Как вариант выхода из ситуации – выдача свидетельства о праве на наследство на указанный автомобиль. Принадлежность машины умершему подтверждается договором купли-продажи – нотариус потребует его в первую очередь, чтобы выдать свидетельство.

Нотариат – это бесспорная инстанция, для получения такого рода документов нужны будут железобетонные доказательства того, что указанный автомобиль приобретен именно наследодателем.

В случае возникновения малейшего сомнения и реальный покупатель, и наследники будут вынуждены обращаться в суд для решения всех спорных моментов.

Если таких доказательств не наберется в достаточном количестве, то, увы, можно остаться ни с чем – и без денег, и без автомобиля.

«Льготный» автомобиль совместное имущество супругов

Следует отметить, что при наличии супруга у умершего гражданина всплывают вопросы совместной собственности. Согласно ст.23 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье» имущество, нажитое супругами в период брака, является их общей собственностью.

При наличии супруги нотариус обязан защитить и ее права, ведь считается, что машина куплена за совместные средства. В данном случае при наличии информации о «левых» деньгах выдать свидетельство о праве собственности на указанный автомобиль не получится.

В этом случае выходом из ситуации будет только разрешение дела судом, где нельготника может поджидать весьма неприятный сюрприз – остаться без денег и автомобиля.

Наш вердикт

Таким образом, тем, кто хочет воспользоваться неположенной ему льготой по 140-му Указу, необходимо взвесить риски и оценить возможные последствия своих действий, чтобы полученный  в результате всех мытарств автомобиль не стоил дороже, чем приобретенный здесь и сейчас.

Редакция Автобизнеса благодарит за помощь в подготовке материала нотариуса Анастасию Лобач и помощника председателя Белорусской нотариальной палаты Артура Стрех.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Ссылка на основную публикацию