Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Изменения в учетной политике на 2022 год ожидаются абсолютно у всех хозсубъектов. Дело в том, что именно с 2022 года становятся обязательными к применению некоторые стандарты бухучета.

Какие стандарты вступают в силу? Какие коррективы учета следует указать в учетной политике фирмы? Можно ли избежать корректировки учетки и использования стандартов? Все нюансы обновления учетной политики с 2022 года разберем в нашем обзоре.

Учетная политика (УП) бывает для целей бухучета или для целей расчета налогов. Это два совершенно разных документа. В этой статье мы сосредоточим свое внимание на бухгалтерской УП, так как именно в этой учетной политике в 2022 году изменения ожидаются глобальные.

Про суть и назначение УП для БУ можно прочитать в законодательных нормативных актах:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

ВАЖНО! Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на предприятии.

В УП следует прописывать те методы учета, для которых законодательство установило различные варианты на выбор, или же те, которые вообще не прописаны.

Те способы учета, которые применяются однозначным, установленным законом способом, в УП можно не прописывать.

УП утверждается один раз не позднее 90 дней с даты создания субъекта и применяется планомерно из года в год. Утверждать ее заново каждый год не надо.

Есть всего лишь несколько причин для внесения корректив в УП.

Рассмотрим на схеме, какие события вызывают изменения учетной политики предприятия.

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Почему все меняют УП в 2022 году

Причина изменения учетной политики — ПБУ в новой редакции. Вернее, отмена некоторых ПБУ и введение в действие новых стандартов с 2022 года.

Что поменялось?

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Подробнее о ФСБУ 6/2020 можно прочитать в статье.

Указанные ФСБУ носят обязательный порядок с 1 января 2022 года. Однако законодательство допускало их применение и раньше этого срока. Организации делали выбор о сроке начала применения ФСБУ самостоятельно.

  • Поэтому если учет по новым ФСБУ был начат раньше 2022 года, то и изменения в УП были внесены начиная с года применения новых стандартов.
  • Те, кто не сделал этого ранее, внесут изменения с 2022 года.
  • Нельзя не упомянуть еще один новый ФСБУ № 5/2019 «Запасы», обязательный к применению с 2021 года.
  • Изменения в учетную политику из-за ФСБУ 5/2019 организации вносили в 2020 году, меняя учет в 2021 году.
  • О переходе на ФСБУ 5/2019 мы писали в статье «Учитываем запасы по-новому: переход на ФСБУ 5/2019 с ПБУ 5/01».

Перечисленные стандарты обязательны к применению почти всеми коммерческими организациями с некоторыми оговорками и нюансами, поэтому мы пишем, что учетную политику меняют все. И если даже допустить, что основные средства, аренда и капитальные вложения могут быть не у всех, то под новый стандарт запасов меняем учетную политику мы все, так как запасы присутствуют у каждой фирмы.

Итак, основная причина изменения учетной политики с 2022 года — это изменение требований законодательства.

Какие изменения внести в учетную политику в связи с применением каждого нового ФСБУ

Далее рассмотрим, что есть нового в учетной политике на 2022 год в разрезе каждого введенного стандарта.

Запасы

В отношении условий применения этого стандарта в учетную политику вносят следующие пункты:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Основные средства

С 2022 года все организации должны применять новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства».

Посмотрите, какие изменения в учетную политику из-за ФСБУ 6/2020 «Основные средства» придется внести:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

В КонсультантПлюс есть подробный материал о внесении изменений в учетную политику в связи с новым ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.

Аренда

Новый стандарт «Аренда» внес самые большие изменения в порядок учета. И если прочие новые стандарты заменили старые стандарты, то аналогов арендному ФСБУ не было. Здесь приближение изменений учетной политики к МСФО максимально.

Арендатор в своей УП отражает следующее:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Арендодатель отражает в УП:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Не уверены, что знаете, как перейти на учет аренды по-новому с 2022 года? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с пошаговым алгоритмом действий по началу применения ФСБУ 25/2018.

Капвложения

В учетной политике в отношении применения ФСБУ 26/2020 отражаем:

  • ретроспективный или перспективный порядок перехода на новый стандарт применяется организацией;
  • организации, имеющие право на ведение упрощенного бухучета, применяют стандарт полностью или также в упрощенном виде.

Подробнее о ФСБУ 26/2020 мы писали в статье.

Для внесения изменений в учетную политику необходимо составить приказ. Образец для изменений учетной политики из-за ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020 и прочих стандартов вы сможете скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины Приказ о внесении изменений в учетную политику Скачать

Помните, что с 2022 года применяется еще один новый ФСБУ 27/2021, о котором мы подробно писали в статье «Как работать по новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

Итоги

Корректировки в УП вносят только в определенных случаях. Например, при изменении законодательства. С 2022 года становятся обязательными к применению четыре новых ФСБУ. Этот факт организациям следует отразить в УП.

Распространенные вопросы

Какие положения изменить в разделе налогового учета учетной политики?

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной  режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса.

    Подробнее о новом режиме читайте здесь.

  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения.

    Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:

  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость  может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

       3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры, которые разработаны Минфином, можно дополнять. Подробнее о налоговых рестрах читайте  здесь.

Как внести изменения и дополнения в учетную политику?

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете? В этой статье разбираем пошагово переход на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» с 2022 года.

Кто обязан переходить на ФСБУ 6/2020 с 01.01.2022

В первую очередь, очертим круг тех «счастливцев», кто обязан применять новый стандарт по ОС в обязательном порядке начиная с 2022 года.

Если исходить из положений ФСБУ 6/2020, то применять его нужно всем, кто готовит бухгалтерскую отчетность и у кого есть ОС, конечно же. Для ведущих упрощенный учет исключения по самому применению не сделано. Для тех, кто на «бухгалтерской упрощенке», в стандарте есть несколько поблажек. Но не переходить на новые правила вообще они не могут.

Как можно переходить на новый ФСБУ по ОС

Основной порядок перехода на ФСБУ 6/2020 — ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020). То есть, предполагается, что пересчитаны по новым правилам будут данные за предыдущие периоды и таким образом, как будто стандарт применялся всегда.

Однако составители ФСБУ 6/2020 приняли во внимание многочисленные сложности, которые могут возникнуть при таком порядке перехода, и предусмотрели возможность переходить на новый стандарт по ОС перспективно (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Альтернативный — перспективный переход — подразумевает, что будут скорректированы только входящие данные по ОС на 01.01.2022, а уже далее учет стоимости и амортизации будет вестись по требованиям нового стандарта.

О пересчете амортизации поговорим отдельно. Пока же успокоим бухгалтеров с большим количеством ОС: пересчитывать амортизацию по каждому объекту, возможно, не придется.

Величину накопленной амортизации по объекту ОС имеет смысл пересчитывать только в случае, если организация:

  • изменила срок полезного использования;
  • и/или установила ликвидационную стоимость.

Кроме того, продолжает действовать требование рациональности, которое предусматривает ведение бухучета исходя из:

  • условий хозяйствования;
  • величины организации;
  • соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

То есть, если пересчет накопленной амортизации по объектам ОС приведет к существенным затратам на это и при этом результат в учете и отчетности существенно не изменится по сравнению с тем, что был по старым правилам, от пересчета можно отказаться, раскрыв данную информацию в отчетности.

А теперь перейдем непосредственно к алгоритму перехода.

Шаг 1. Утвердите новую учетную политику

Начинать переход на ФСБУ 6/2020 нужно с учетной политики. Как можно понять, в ней должны быть зафиксированы все значимые моменты, касающиеся грядущих изменений в учете. Причем продумать, сформировать и утвердить новую учетную надо до того, как наступит «час Х». То есть — в 2021 году.

Перечислим основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при формировании новой учётки.

Выбранный способ перехода

Нужно указать, ретроспективный или альтернативный (перспективный) способ выбран для правил учета по ФСБУ 6/2020.

По мнению экспертов, большинство предпочтет альтернативный вариант перехода. Поэтому далее больше будем уделять внимание именно ему.

Лимит стоимости для ОС

По новому ФСБУ 6/2020 компания сама устанавливает стоимость, с которой объект считается основным средством (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Напомним, что условие использования долее 12 месяцев при этом сохраняется. А вот сколько будет стоить такой объект — теперь на усмотрение того, кто ведет учет.

Объекты, оставшиеся под новой планкой, сразу списывают в расходы.

Начало начисления амортизации

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по-старому: с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС принято к учету, если закрепить это в учетной политике.

Отметим, что окончание начисления амортизации при выбытии объекта зависит от выбранного момента, когда она начата:

  • если с момента признания в учете — заканчивать начисление надо в момент выбытия;
  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии — с месяца, следующего за месяцев выбытия.

Способы начисления амортизации в бухучете

ФСБУ 6/2020 не предусматривает начисление амортизации в бухучете методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Он предлагает следующие методы:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально количеству продукции (работ, услуг).

Поэтому, если в учетной политике расписаны применимые способы амортизации, нужно пересмотреть их в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Признание существенных затрат на обеспечение работы ОС

Если объект ОС требует существенных расходов на техобслуживание и ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, такие затраты следует признавать отдельным объектом ОС (информация Минфина № ИС-учет-29).

Чтобы выполнить это требование, рекомендуем прописать в учётке порядок такого признания — какие затраты считать существенными, как определять периодичность и т. п.

Отражение переоценки

ФСБУ 6/2020 добавил новый способ списания переоценки ОС. С 01.01.2022 можно:

  • списать всю накопленную амортизацию проводкой Дт 02 — Кт 01;
  • довести счет 01 до рыночной стоимости (с отнесением дельты на прибыль/убыток).

Отражать переоценку по-старому тоже можно. Поэтому в новой учётке необходимо указать, какой именно способ и для каких групп ОС применяете.

Тест на обесценение

С 01.01.2022 нужно с периодичностью не реже чем 1 раз в год (на 31 декабря) проводить тест на обесценение ОС.

При этом порядка такого тестирования ФСБУ 6/2020 не содержит и предлагает пользоваться МСФО (IAS) 36 (п. 38 ФСБУ 6/2020).

МСФО 36, в свою очередь, предписывает тестировать на обесценение всякий раз, как появляются признаки обесценения. Что предполагает возможность такого тестирования и чаще чем 1 раз в год.

Во избежание двояких трактовок рекомендуем зафиксировать в учетной политике, когда и как проводится тест на обесценение ОС.

Инвестиционная недвижимость

Инвестиционную недвижимость (ИН) по смыслу ФСБУ 6/2020 выделяют в отдельную статью учета.

Её нужно оценивать по первоначальной стоимости, а далее — по справедливой или рыночной.

Поскольку пошагового порядка определения таких показателей для ИН стандарт не содержит, логично его продумать и описать в учётке. Основываться можно на нормах ФСБУ и МСФО.

Также можно указать, что (информация Минфина № ИС-учет-29):

  • объекты, признаваемые ИН, не амортизируются;
  • разницу от изменения стоимости относят на счет 91, не задействуя счет 83.

Шаг 2. Провести переоценку ОС

Этот шаг нужен, если компания ведет учет ОС на основе переоцененной стоимости. Тогда на дату корректировки по требованиям ФСБУ 6/2020 сначала надо провести переоценку ОС и признать дооценку.

Напомним, что результат дооценки следует относить в состав капитала.

Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита

Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.

По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.

Шаг 4. Включить в ОС объекты со стоимостью, попадающей в лимит

Может быть и ситуация обратная той, о которой рассказано на предыдущем шаге — когда есть актив, который в составе ОС не был, но должен туда попадать по новой учетной политике.

В такой ситуации нужно отразить переклассификацию объекта и далее применять к нему требования учета по ФСБУ 6/2020.

Шаг 5. Выделить ОС, по которым не начисляется амортизация

Из дальнейшей работы нужно также выделить объекты, по которым начислять амортизацию. А следовательно — пересматривать ее элементы и выполнять пересчет не нужно.

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Шаг 6. Установить ликвидационную стоимость

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Как мы уже упоминали, ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Напомним, в каких обстоятельствах это возможно:

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Допустимо объединять признаки, вынося суждение о нулевой ликвидационной стоимости. Например, если объект ОС планируете использовать весь срок, установленный ему по техническим характеристикам, далее его планируете демонтировать, а стоимость материалов и запчастей, полученных от демонтажа, будет не существенна: логично считать ликвидационную стоимость нулевой.

Шаг 7. Пересмотреть СПИ и способ начисления амортизации

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

https://www.youtube.com/watch?v=-6SD218kBYM

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

Шаг 9. Пересчитать амортизацию

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Шаг 10. Внести переходные корректировки

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Смотреть полную программу

Упк украины с изменениями за 2021 год

Регулировать порядок проведения расследования, судебного разбирательства или исполнения приговора невозможно без использования норм и требований УПК Украины с изменениями по 2021 год.

Впервые законодательный акт дал о себе знать с 1961 года. С тех пор он поменял название и стал известным общественности и служебным лицам как уголовный процессуальный кодекс.

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Что нового произойдет в наступающем году и к чему готовиться, предлагаем ознакомиться подробнее.

Задача нового УПК Украины 2021

Несмотря на предполагаемые изменения в действующее УПК
Украины 2021 года главное назначение кодекса не меняются. Задачи, поставленные
в нем, требуют от исполнителей обеспечение охраны прав и интересов лиц
участников дела независимо от вида деятельности, а также:

  • стопроцентное раскрытие преступлений;
  • выявление виновных, предоставление доказательств их вины;
  • принятие мер относительно приведения наказания в силу.

Документ с изменениями, которые будут внесены в 2021 году,
направлены на ускорение процесса выполнения данных задач, позволят улучшить
раскрываемость и ускорить процесс решения спорных и проблематичных дел.

Уголовный процессуальный кодекс – предложения совета

Написаны в предыдущих годах положения Кодекса требуют срочного пересмотра. Эта работа возложена на депутатский корпус и других компетентных лиц.

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

По сегодняшний день во многих статьях находятся неисправимые ошибки и описки, которые в разные годы стоили гражданам много лет потерянной жизни. По этим причинам в течение нескольких лет ВР пытается изменить Уголовный процессуальный кодекс Украины. Наступающий 2021 год не является исключением.

В законопроекте No 2456, поданном на рассмотрение, предлагается принять правки и дополнения, направленные на ускорение процесса рассмотрения уголовных расследований в судебных органах первой инстанции. В первом чтении документ был поддержан 312 депутатами.

Читайте також:  Характеристики телефона и цена Meizu m6

Из пояснительной записки следует, что главным плюсом документа является сведение количества уголовных дел к минимуму.

Это планируется провести с помощью ускорения процесса расследования в судебных органах первой инстанции.

Правительство считает затягивание дел непоправимой ошибкой, результатом которой является невозможность сбора коллегии судей принятия законопроекта.

Изменения в Закон усилят веру граждан в правосудие и обеспечат качественность проведения расследования уголовных дел.

Изменения предлагается внести в ч. 2 ст. 31 УПК таким образом, чтобы при разрешении уголовных дел в судах первой инстанции за преступление было предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком более 12 лет ходатайствовать о обвинения мог коллегиальный суд в количестве 3 профессиональных судей.

Таблица изменений в УПК Украины по состоянию на 2021 год представлена на рассмотрение ВР. По настоящее время законопроект требует доработок и поправок, поэтому, будет ли он принят в 2021 году, неизвестно.

Суд присяжных в 2021 году

В 2021 году планируется эксперимент с введением суда присяжных, который столь популярен в США и ЕС. На сегодняшний день разработаны 2 законопроекта, позволяющие реализовать идею и доказать свою целесообразность.

Со слов заместителя минюста Украины суд народных избирателей давно потерял свою силу и не является судом присяжных.

Соблюдение положений Конституции в части присяжных может быть реализовано после переименования суда, четкого раздела судом присяжных вопросов виновное или невиновное лицо, а также принятия юридически правильного решения судьей профессионалом.

Разработанные законопроекты предусматривают внесение изменением в Закон “О судоустройстве” в части формирования перечня присяжных. Второй документ предусматривает внесение поправок в Уголовный процессуальный кодекс и в Закон о госреестре избирателей.

Предполагается, что законопроекты вступят в силу в будущем 2021 году. Суть документа заключается в формировании списка присяжных в количестве 7 человек. при рассмотрении преступных намерений присяжные будут находиться в отдельной комнате.

Читайте також:  Коли наступні вибори в Україні в 2019 році?

По завершению дела они будут выносить не приговор, а вердикт. Не ошибиться с окончательным решением помогут правильные ответы на вопросы:

  • Совершено ли событие уголовным преступлением?
  • Виновно или невиновно лицо в свершении
    указанного преступления?

Список присяжных будет отбираться не на добровольной основе,
а по специальным критериям, перечень которых пока остается неизвестным. На
сегодняшний день ясно, что оказаться в списке присяжных может каждый
добропорядочный украинец.

Резюме

Новый комментированный УПК Украины по состоянию на 2021 год даст о себе знать скоро. Последние изменения и новые законопроекты преподнесут сюрприз юристам.

Нововведения помогут облегчить работу судебным органам, ускорить процесс уголовных разбирательств, усилить веру народа в справедливость. Введение присяжных покажет, что суд прислушается к мнению украинцев, готов приложить максимум усилий ради защиты прав и свобод граждан.

Статистика применения в 2013 г. нового УПК Украины

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Эксперты ЦППР отмечают ряд негативных тенденций в применении нового УПК. В частности, следственные судьи удовлетворяют 85%-95% ходатайств стороны обвинения, что конечно же никак не радует адвокатов по уголовным делам. Имеется тенденция к постоянному увеличению количества доступов, арестов вещей, а также документов, органами досудебного следствия. Примечательно, что лидерами здесь является налоговая милиция, следователи которой имеют такой доступ в среднем в 2,5 раза за 1 уголовное производство. Следователям СБУ разрешают в среднем 1 доступ на одно производство, прокуратуры – один доступ на 6 производств, милиции – один доступ на девять производств.

В I-м полугодии 2013 г. было вынесено 372 оправдательных приговора по нормам УПК 1960 года, что составило 2% от общего количества приговоров, вынесенных за этот период по старому кодексу (всего было 19,25 тыс. таких приговоров). Уровень оправдательных приговоров по УПК 2012 г.

за 6 месяцев 2013 года вырос минимально и составляет около 0,4% (160 лиц из 42 тысяч приговоров). Для сравнения, за 6 мес. 2012 г. количество оправдательных приговоров составило 0,25%: было оправдано 199 чел. из 78,5 тыс. приговоров.

Такие данные содержатся в отчете (мониторинговом) «Реализация нового Уголовно-процессуального кодекса Украины в 2013 г.», который был выпущен Центром политико-правовых реформ (ЦППР).

Статистика открытия и закрытия уголовных производств

В документе также указывается на увеличение числа лиц, освобожденных от привлечения к уголовной ответственности, примерно на 20%, или 1350 лиц (с 6,5 тыс. лиц в первом полугодии прошлого года до 7850 лиц за аналогичный период текущего).

Увеличилось количество зарегистрированных уголовных производств на 35% или на 20 тыс. производств (в 2012 г. ежемесячно возбуждалось почти 38 тысяч дел, а в 2013 — каждый месяц в гос.

реестре оставалось 58 тысяч производств).

Эксперты центра отмечают, что изменение новым Кодексом порядка открытия досудебного расследования, на практике увеличило шансы потерпевших, их дела будут расследованы, а виновные будут привлечены к ответственности.

Но во втором квартале возникла проблема с повальным закрытием дел, после чего в Реестре осталось лишь 40 тыс. производств, а эта цифра сопоставима с количеством дел, которые возбуждались по старому УПК в прошлые годы. Потому в ЦППР ставит под сомнение целесообразность внедрения «автоматического» открытия досудебного расследования.

Количество арестов / взятия под стражу уменьшилось

При этом, уменьшилось число лиц, которые содержатся в следственных изоляторах, на 45% или до 13,9 тыс. лиц (с 32 тыс. — на 01.12.2012 г. до 18,1 тыс. — на 15 августа 2013 года).

Причиной этого послужили, в частности, обязанность следственного судьи по новому УПК в определении суда об аресте лица определять размер залога, внесение которого освобождает арестованное лицо, а также уменьшение количества ходатайств прокуроров об аресте за счет увеличения ходатайств о применении «альтернативных» мер пресечения.

При этом, в целом количество ходатайств следователей/прокуроров об аресте уменьшилась почти на 45% (с 2,5 тыс. ежемесячно в 2012 г. до 1,4 тыс. в нынешнем).

Авторы отчета объясняют это, в частности, тем, что следователей лишили возможности самостоятельно поднимать перед судом вопрос о взятии подозреваемого под стражу (ныне такие полномочия имеют лишь прокуроры).

Однако стоит обратить внимание, что общее количество заявленных ходатайств о мерах пресечения постоянно увеличивается: с 4 тыс. ходатайств ежемесячно в первом квартале, 4,3 тыс. – во втором и до 5 тыс.

– на протяжении июля-августа 2013 года.

На 25% уменьшилось количество обысков (с 4 тысяч в месяц в 2011 году, до 3 тысяч — в текущем), на 20% — количество «прослушек» (в 2013 году выдавалось ежемесячно 1,65 тыс. разрешений, а в прошедшие годы – 2-2,2 тыс.).

Востребованным оказался новый институт соглашения о признании виновности (соглашение с прокурором). Количество таких соглашений составляет 8% от общего числа производств, направленных в суд, или 1030 таких соглашений в месяц.

Количество соглашений о примирении также составляет 8%, или 1075 соглашений в месяц.

[:ru]Новые правила для ФОП с 1 января 2022 г – штрафы, чеки, кассовые аппараты[:ua]Нові правила для ФОП з 1 січня 2022 р – штрафи, чеки, касові апарати[:]

Читай новини України у Google News

[:ru]В Украине с 1 января 2022 года вступят в действие новые правила для ФОП – какие изменения ожидаются

Новые правила должны дисциплинировать бизнес, способствовать легализации доходов и защитить права потребителей. По крайней мере, в идеале все именно так и должно получиться. Об этом NNS узнал из сообщения на сайте TODAY.UA

До 1 января 2022 года ФОПы обязаны установить у себя кассовые аппараты. Они сделают невозможным теневой оборот средств и должны сделать все финансовые операции прозрачными.

Естественно, для многих ФОПов это будет означать увеличение налогов. Именно с этим и связано активное неприятие новых законодательных изменений в предпринимательской среде.

Однако благодаря этому власть надеется получить увеличение налоговых отчислений в бюджет и сокращение теневой занятости.

Должны выиграть от такого нововведения и обычные покупатели, ибо они в обязательном порядке будут получать вместе с купленным товаром чек и смогут потом предъявить продавцу претензии в случае, если им продали некачественный товар.

Конечно при этом некоторые предприниматели, показав свой реальный объем оборота денег, вынуждены будут перейти с единого налога на общее налогообложение. Ведь информация с кассовых аппаратов будет поступать непосредственно налоговикам, и утаить что-либо будет практически невозможно.

Как обстоят дела сегодня?

Сегодня, пока еще не все предприниматели пользуются РРО (кассовыми аппаратами), у них есть возможность продавать наряду с товаром, который проходит через налогообложение, еще и большие партии “левого” контрабандного товара. Причем по тем же ценам, что и легальный товар. К тому же, эта контрабанда еще и не всегда бывает нормального качества.

Таким образом, государство теряет деньги в виде неуплаченных налогов, а покупатели подвергаются риску, покупая некачественный товар.

Кроме того, такие условия работы нивелируют конкуренцию между участниками рынка. Получается, что те, кто работает честно, оказываются в проигрыше по сравнению с теми, кто ведет на рынке нечестную игру.

“По данным налоговой, в системе единого налога скрывается 5 млрд поступлений в год, а вне рисковых – гораздо больше. Плюс “скрутки”, которые не работают без черного нала – еще 2-3 млрд в месяц. И добавим также к этому таможни”, – говорит председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Поэтому, единственный способ заставить бизнес работать честно – установить РРО и проверять, пользуются ли предприниматели кассовыми аппаратами при каждой сделке. Проверки ФОПов на предмет соблюдения норм нового закона начнутся сразу по окончанию карантина в стране. То есть, на сегодня точной даты нет, но возможно это будет весной следующего года, а может и ранее.

Для тех, у кого обнаружат нарушения, законом предусмотрены штрафы

  • Если продавать через РРО не весь товар и не печатать чеки, штраф составит 100% стоимости проданных товаров (150% за второе и каждое последующее нарушение).
  • Если обнаружат вмешательство в конструкцию РРО – штраф в размере 5100 грн.

Кроме того, благодаря выданным чекам, можно будет всегда проконтролировать, где и кем был продан тот или иной товар.

При этом покупатели получат возможность получить обратно свои деньги, если товар окажется некачественным.

Кстати, недавно “NNS” писал: В Украине масштабная проверка зарплат: кого и на какую сумму оштрафуют[:ua]В Україні з 1 січня 2022 року набудуть чинності нові правила для ФОП – які зміни очікуються

Нові правила для ФОП повинні дисциплінувати бізнес, сприяти легалізації доходів та захистити права споживачів. Принаймні, в ідеалі все саме так і повинно вийти. Про це NNS дізнався з повідомлення на сайті TODAY.UA

До 1 січня 2022 року ФОПи зобов’язані встановити у себе касові апарати. Вони зроблять неможливим тіньовий оборот коштів і повинні зробити всі фінансові операції прозорими.

Природно, для багатьох ФОПів це буде означати збільшення податків. Саме із цим і пов’язане активне неприйняття нових законодавчих змін у підприємницькому середовищі.

Однак завдяки цьому влада сподівається отримати збільшення податкових відрахувань до бюджету і скорочення тіньової зайнятості.

Повинні виграти від такого нововведення і звичайні покупці, бо вони в обов’язковому порядку будуть отримувати разом з купленим товаром чек і зможуть потім пред’явити продавцю претензії у випадку, якщо їм продали неякісний товар.

Звичайно при цьому деякі підприємці, показавши свій реальний обсяг обороту грошей, змушені будуть перейти з єдиного податку на загальне оподаткування. Адже інформація з касових апаратів буде надходити безпосередньо податківцям, і приховати що-небудь буде практично неможливо.

Як йдуть справи сьогодні?

Сьогодні, поки ще не всі підприємці користуються РРО (касовими апаратами), у них є можливість продавати разом з товаром, який проходить через оподаткування, ще й великі партії “лівого” контрабандного товару. Причому за тими ж цінами, що й легальний товар. До того ж, ця контрабанда ще й не завжди буває нормальної якості.

Таким чином, держава втрачає гроші у вигляді несплачених податків, а покупці піддаються ризику, купуючи неякісний товар.

Крім того, такі умови роботи нівелюють конкуренцію між учасниками ринку. Виходить, що ті, хто працює чесно, опиняються в програші порівняно з тими, хто веде на ринку нечесну гру.

“За даними податкової, в системі єдиного податку ховається 5 млрд надходжень на рік, а поза ризикових – набагато більше. Плюс “скрутки”, які не працюють без чорного налу – ще 2-3 млрд в місяць. І додамо до цього митниці”, – говорить голова комітету з питань фінансів, податкової та митної політики Данило Гетманцев.

Тому, єдиний спосіб змусити бізнес працювати чесно – встановити РРО і перевіряти, чи користуються підприємці касовими апаратами при кожній угоді. Перевірки ФОПів на предмет дотримання норм нового закону почнуться відразу після закінчення карантину в країні. Тобто, на сьогодні точної дати немає, але можливо це буде навесні наступного року, а може і раніше.

Для тих, у кого виявлять порушення, передбачені законом штрафи

  • Якщо продавати через РРО не весь товар і не друкувати чеки, штраф становитиме 100% вартості проданих товарів (150% за друге і кожне наступне порушення).
  • Якщо виявлять втручання в конструкцію РРО – штраф у розмірі 5100 грн.

Крім того, завдяки виданим чекам, можна буде завжди проконтролювати, де і ким був проданий той чи інший товар.

При цьому покупці отримають можливість отримати назад свої гроші, якщо товар виявиться неякісним.

До речі, нещодавно “NNS” писав: В Україні масштабна перевірка зарплат: кого і на яку суму оштрафують[:]

Статистика применения в 2022 г. нового УПК Украины

Какие изменения ждут украинцев в 2022 году

В 2022 году украинцев ждет ряд изменений, в частности, в сфере социальных выплат, здравоохранения и ведения бизнеса. Например, сразу с 1 января для ФЛП станет обязательным использование кассовых аппаратов. Какие изменения ждут украинцев в 2022 году, смотрите на инфографике «Слово и дело».

Ряд нововведений в 2022 году будет касаться водителей. Так, возвращается обязательный осмотр технического состояния авто, отмененный еще в 2011 году. Также дорожные камеры приступят к фиксации проезда на красный сигнал, езды по встречной полосе и остановки на полосе общественного транспорта.

За вождение в состоянии опьянения предусматривается штраф 17 тыс. грн и лишение прав на 1 год. За повторный случай – штраф 34 тыс. грн и лишение прав на 3 года.

Кроме того, меняется принцип получения водительского удостоверения, уменьшается количество часов теоретической части.

С 1 января для ФЛП, проводящих расчетные операции, станет обязательным использование кассовых аппаратов. Размер штрафа за нарушение применения РРО предусмотрен в размере 100% от суммы чека, повторно – 150% от суммы чека.

Также в 2022 году предусмотрено несколько этапов повышения пенсии.

Так, увеличат выплаты украинцам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, лицам с инвалидностью I, II и III группы, женщинам, старше 60 лет (на 9% в зависимости от размера пенсии), каждому из нетрудоспособных родителей, жене (мужу) защитников (защитниц), погибшим в зоне проведения АТО/ООС, 65-летним лицам в связи с ростом минималки.

В марте состоится индексация компенсационных выплат для тех, кто старше 75 лет. В октябре вводится новая минимальная пенсионная гарантия:

  • тем, кто старше 70 лет, имеющих трудовой стаж 35 лет (мужчины) или 30 лет (женщины), будут насчитывать не менее 3 тыс грн;
  • за наличие стажа меньшей продолжительности пенсия будет определяться пропорционально имеющемуся страховому стажу и при наличии страхового стажа: 25 лет (мужчины) или 20 лет (женщины) не менее 2,5 тыс. грн.

Кроме этого, пенсионеры в возрасте 70-75 лет получат доплату 300 грн.

Несколько важных изменений в 2022 году будут касаться налогов. В частности, предусмотрены следующие изменения:

  • увеличиваются акцизные ставки на алкогольные напитки на 5%;
  • от продажи 3-го и последующих объектов недвижимости в течение 1 календарного года размер НДФЛ составит 18%;
  • за продажу с/х продукцию собственного производства на сумму более 12 минимальных зарплат, НДФЛ составит 18%;
  • с/х производители будут уплачивать минимальное налоговое обязательство (сумма всех налогов) в размере 5% от стоимости земли.

Также изменятся условия взыскания ренты с рыночной стоимости руды с более высоким содержанием руды, а именно индекса IODEX 62% FE CFR China, который рассчитывает информационное агентство Platts. В то же время, чем выше будет эта рыночная стоимость, тем больше будет ставка ренты.

Кроме этого, после майских праздников вводится в действие закон об олигархах, признавать то или иное лицо олигархом уполномочен Совет национальной безопасности и обороны.

Также ряд изменений произойдет в системе здравоохранения. В частности, с апреля будут действовать исключительно электронные рецепты на лекарства.

Важным нововведением станет обязательная вакцинация для расширенного перечня профессий, а именно для работников:

  • ЦОИВ и их территориальных органов;
  • местных государственных администраций и структурных подразделений;
  • заведений высшего, последипломного, профессионального передового, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в частности, специальных, дошкольного, внешкольного образования, учреждений специализированного образования и учреждений независимо от типа и формы собственности;
  • органов местного самоуправления;
  • учреждений здравоохранения государственной и коммунальной форм собственности;
  • коммунальных предприятий, учреждений и организаций.

Кроме этого, в 2022 году предусмотрено увеличение заработной платы врачам: средним медработникам – до 13,5 тыс. грн, врачам – до 20 тыс. грн.

  • Напомним, в 2022 году запланировано 12 этапов повышения пенсий для разных категорий граждан, а в начале года средняя пенсия составит 4 тысяч гривен.
  • Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.
  • Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Ссылка на основную публикацию